Часть полного текста документа:А. Г. ОРЛОВ (1737-1807 гг.) А.Г.Орлов-Чесменский в санях, запряженных Барсом I . Барс I был рожден на Хреновском конном заводе графа А.Г.Орлова в 1784 году от жеребца Полкана и датской кобылы. Художник Н.Г.Сверчков (1817-1898). Следует особо отметить деятельность А.Г.Орлова-Чесменского по созданию двух уникальных русских пород: Орловской рысистой и Орлово-Ростопчинской (Русской верховой). Ранние коннозаводские опыты А.Г.Орлова относились еще к 60-ым годам XVII века. Велись они в подмосковном имении Остров. Достоверных данных о породном составе завода в те годы не сохранилось, известно лишь, что Орлов по распоряжению Екатерины Второй получил возможность выбрать для себя лучших жеребцов и маток из дворцовых конных заводов. Можно предположить, что основную часть отобранного им поголовья составляли представители излюбленных пород того времени: из европейских - испанской, датской, неаполитанской, английской, а из восточных - арабской, турецкой, персидской, туркменской. Орлову были переданы даже такие ценнейшие жеребцы, как ШАХ и ДРАКОН, полученные Екатериной Второй в подарок от персидского шаха. Сюда же в Остров с 1769 г. стали поступать лошади, приобретенные А.Г.Орловым во время русско-турецкой войны, когда он командовал русским флотом в Средиземном море. По окончании войны в 1774 г. в Остров были приведены 12 жеребцов и 9 кобыл из Аравии и Турции, в их числе родоначальник орловских пород жеребцы САЛТАН и СМЕТАНКА. Серебристо-серый арабский жеребец СМЕТАНКА был куплен А.Г.Орловым в Аравии за фантастическую, по тем временам, цену - 60000 рублей. Чтобы представить значение этой суммы в то время, достаточно сказать, что годовой бюджет государственного коннозаводства в 1774 г. составлял около 25000 рублей, а продажа лошадей из 7 государственных конных заводов принесла доход 5609 рублей. СМЕТАНКА был лошадью исключительной. Он отличался большим ростом, нарядным экстерьером, превосходными движениями на всех аллюрах, в том числе легкой свободной рысью. У него было на 1 ребро больше, чем у всех остальных лошадей. Удлиненный корпус придавал ему сходство с упряжной лошадью. Ввиду исключительной ценности СМЕТАНКИ Орлов не решился доверить его морской стихии и не отправил вместе с другими лошадьми на кораблях. С охранной грамотой турецкого правительства и в сопровождении конвоя СМЕТАНКУ повели сухим путем через ТУРЦИЮ, ВЕНГРИЮ и ПОЛЬШУ. Дорога до Москвы заняла около двух лет, в Остров жеребца привели только в 1776 г. В середине 1770-х Островской конный завод графа А.Г.Орлова-Чесменского, получившего вторую фамилию за победы над турецким флотом, стал лучшим среди частных конных заводов России. Здесь была собрана великолепная коллекция лошадей различных пород, вызывавшая восхищение и зависть современников. К этому времени были закончены неудачные опыты арабо- неаполитанских и других скрещиваний, не оставивших следа в заводе. В Острове в 1776 г. кратковременно, но плодотворно использовали родоначальника орловской верховой породы бурого СУЛТАНА I, здесь же была получена ы 1778 г. единственная ставка от СМЕТАНКИ. Ведение завода в условиях Подмосковья с его суровым климатом обернулись для Орлова большими потерями. Выводные западноевропейские и особенно южные азиатские лошади на пастбищах часто простужались и погибали. Пали САЛТАН и СМЕТАНКА, не выдержав более одной зимы. Чтобы сберечь лошадей, их приходилось по 8 месяцев в году содержать в конюшнях, так как попытки закаливания приводили к новым потерям. ............ |