Часть полного текста документа:Аксиологические основы педагогического взаимодействия. Реферат по курсу: Общие основы педагогики. Министерство Российской Федерации по образованию Мурманский государственный педагогический институт Кафедра Педагогического проектирования и образовательных технологий 1. Введение: раскрытие понятий аксиологии и педагогического взаимодействия. Аксиология (от греч. ахiа) - философская дисциплина, исследующая категорию "ценность", характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле - всего спектра социальной, художественной и религиозной практики человеческой цивилизации и культуры в целом.1 Хотя аксиология никогда не была в числе приоритетных областей отечественной философии..., среди русских философов можно отметить Н.О. Лосского. Нетеистический аксиологический персонализм развивался М.М. Бахтиным, который видел в многообразии индивидов множество "неповторимо ценных личных миров" и настаивал вместе с тем на том, что между этими "ценностными центрами" не может возникнуть никакого противоречия; ценности реализуются только в поступках, в которых можно видеть сущностный диалог "я" и "другого". О прикладной аксиологии правомерно говорить прежде всего в связи с аксиологическими обоснованиями этики. Ценности, согласно (Ф. фон)2 Кучере, суть предельные нормативные основания. Исходя из этого, этика делится на нормативную (описательную) и метаэтику - исследование нормативных суждений. В настоящее время представляется все более затруднительным выделить те области познания, в которых самым активным образом не применялись бы Аксиологические установки или по крайней мере термины. Аксиологические публикации переживают очередной бум. Проводится множество конференций и симпозиумов по широчайшему спектру аксиологических проблем.3 Педагогическое взаимодействие, процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие - категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке педагогическое взаимодействие выступает как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В.А. Сухомлинского, "воспитуемым". Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых - дидактическое, воспитательное и социально-педагогические взаимодействия. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. В современном обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значительной степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. ............ |