Тема 4. Анализ внутренней среды предприятия
Вопросы:
1. Анализ продаж.
2. Анализ существующих потребителей. АВС- анализ.
3. Маркетинговый анализ цен и затрат.
Вопрос 1. Анализ продаж
Специалисты сходятся во мнении, что начинать маркетинговые исследования и маркетинговую деятельность необходимо с понимания того, что происходит на собственном предприятии, т.е. с анализа внутренних источников информации. В первую очередь необходимо знание и понимание того, кто, как, где и почему покупает товары и услуги фирмы.
Информационные обязанности маркетологов напрямую связаны с анализом своего производства и продаж. Самое простое и эффективное средство получения информации о том, как обстоят дела на предприятии – исследовать собственную статистику и изучить реальное состояние производства и продаж, и в первую очередь необходимо разобраться с состоянием склада и сбыта на предприятии. Это тот необходимый минимум, без которого не может нормально работать ни одно предприятие.
Схема анализа продаж:
Анализ включает 2 уровня:
1. Для всего предприятия в целом.
2. Для отдельных хозрасчетных (или дочерних) подразделений и по отдельным направлениям деятельности.
Структура предварительного анализа
Такая схема рекомендуется для средних и крупных предприятий, для малых предприятий можно исключить первый уровень и сразу производить анализ второго уровня.
Анализ первого уровня сводится к получению и расчетам ряда стандартных показателей деятельности: операционной прибыли, объемов производства и продаж, рентабельности, ROI, ROSH и др. Эти показатели в большей степени относятся к предмету финансового и экономического анализа.
В консалтинговой компании «Качалов и коллеги» полагают, что для текущего контроля работы предприятия необходимо контролировать 3-4 показателя работы, которые характеризуют объемы и динамику продаж на рынке и в самой компании. Показатели работы сведены в таблице:
Контролируемые показатели работы предприятия
Показатель Определение показателя Единица измерения Целевой рынок Общее количество покупателей / потребителей товара на сегменте работы предприятия Количество, чел. Осведомленность Количество потребителей, осведомленных о товаре или марке Количество, % Потребители Общее количество потребителей, которые регулярно покупают товар / марку предприятия Количество, % Скорость покупок Средняя цена одной покупки и количество покупок за интервал времени (год, месяц) Количество, стоимость Коэффициент повторных покупок Процент потребителей, которые делают повторные покупки %
Результаты работы маркетологов по анализу продаж могут быть охарактеризованы следующими тремя показателями:
1. Валовой объем продаж во времени.
На оси ординат откладываются натуральные показатели, денежные либо процентные, на оси абсцисс – временные интервалы (недели, месяцы, кварталы, годы). ............