Часть полного текста документа:Анализ "я-концепции" с помощью теста "кто я такой" С.М. Меджидова, А.И. Орланова, Факультет социальных наук и психологии, Бакинский государственный университет Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе - его "Я-концепции". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все в этой системе ясно осознается человеком; некоторые аспекты "Я-образа" оказываются неосознанными, потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование. Основную методологическую проблему можно сформулировать следующим образом: как отделить оценку от знания субъекта о себе и избежать феномена социальной желательности, который возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют законы должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования "Я-концепции". Однако не всегда необходимо "вычитание" социальной желательности из самоописаний: "Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества - одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его "Я-концепции". Поэтому, если "Я-концепция" определяется феноменологически, как образ самого себя, в который человек верит, то высокую социальную желательность черт, приписываемых его "Я", следует считать не артефактом, а истинной характеристикой "Я-концепции"[6,с.246]. Следующая сложность при анализе "Я-концепции" заключается в том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, что использование универсальных содержательных измерений (параметров) "Я-концепции" может привести к ошибочным заключениям[1]. Для исследования "Я-концепции" нами использовался тест двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test[6] - личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Он предназначен для исследования самоотношения и был предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г. Тест основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто я такой?" В инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако это не является доказанным, поскольку возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т.д. Использование данного теста затрудняется, кроме того, отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов. В зарубежных исследованиях были выделены следующие категории контент-анализа: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), мировоззренческие позиции (философские, религиозные, политико-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка. ............ |