Часть полного текста документа:Андрей Белый А. Воронский Белый Андрей (14/X 1880-) (Борис Николаевич Бугаев) - современный писатель. Отец его, Николай Васильевич Бугаев - выдающийся ученый, профессор математики Московского университета. В 1891 Б. поступает в частную гимназию Поливанова, где в последних классах увлекается буддизмом, браманизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Б. оказывают тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. К этому же приблизительно времени относится и его увлечение Влад. Соловьевым. Вместе с тем Б. упорно читает Канта, Милля, Спенсера. Таким образом уже с юношеских лет Белый живет как бы двойственной жизнью: художественно-мистические настроения он пытается соединить с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. Не случайно поэтому Б. в Московском университете (1899) выбирает естественное отделение математического факультета, работает по зоологии беспозвоночных, изучает, Дарвина, Ферворна, химию, но не пропускает ни одного номера "Мира искусства", следит за Мережковским . Мистицизм, Влад. Соловьев, Мережковский побеждают в Б. Дарвина и Милля. Б. пишет стихи (1901), прозу, входит в кружок "Скорпиона", в 1903 кончает университет, сближается с московскими символистами, с Бальмонтом, с Брюсовым, позже (1905) - с Мережковским, Вяч. Ивановым, Александром Блоком. В этом же году он поступает на филологический факультет, но затем оставляет его, сотрудничает в "Весах" (1904-1909). Б. неоднократно переживает разочарования в мистицизме, осмеивает его и в стихах и в прозе, пытается найти из него выход то в неокантианстве, то в особом народничестве, но в конце концов вновь возвращается к религиозно-мистическим учениям, которые полностью отражаются и в его произведениях. В 1910-1911 Б. путешествует по Италии, Египту, Палестине, в 1912 сходится с главой антропософов Рудольфом Штейнером, становится его учеником, фактически отходит от прежнего кружка писателей, работает над своими прозаическими вещами; в Россию возвращается в 1916. После Октября он в московском Пролеткульте ведет занятия по теории поэзии и прозы среди молодых пролетарских писателей. В 1921 уезжает за границу, в Берлин, где живет около двух лет, сотрудничая между прочим в Горьковском журнале "Беседа"; затем возвращается вновь в Москву, поселяется в деревне и продолжает усиленно работать. Б. как поэт написал ряд книг: "Золото в лазури" (1904), "Пепел" (1909), "Урна" (1909), "Христос воскресе" (1918), "Королевна и рыцари" (1919), "Первое свидание" (1921), "Звезда" (1922), "После разлуки" (1922). При всем своем ритмическом своеобразии и богатстве стихи Б. менее значительны, чем его художественная проза. Начало художественной прозы Б. надо отнести к его "Симфониям" (1902), которые являются как бы переходом от стихов к прозе. Далее следуют: "Кубок метелей" (1908), двухтомный роман "Серебряный голубь" (1910), роман "Петербург" (1913-1916), лучшее произведение из всего написанного Б. ныне тщательно вновь переработанное им для нового издания "Никитинских субботников" (1928). После "Петербурга" Б., напечатаны: "Котик Летаев", "Крещеный китаец" ("Преступление Котика Летаева"), "Эпопея", наконец - роман "Москва", еще не законченный. Перу Б. принадлежит также ряд теоретических работ по вопросам теории искусства, по ритмике; им написано немало и литературно-публицистических статей. Главнейшей его теоретической работой является книга "Символизм"; должны быть также отмечены его статьи "На перевале", "Поэзия слова", "Революция и культура" и т. ............ |