Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЛОСОФИЯ" ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ ВЫПОЛНИЛ: Студент 21 группы КОРДЮКОВ Вячеслав Сергеевич ПРОВЕРИЛ: Кандидат философских наук КОРСАКОВ Сергей Николаевич Тверь 2001 Содержание Введение..............................................................................3 Феномен смерти в понимании различных философов...........5 Эволюция отношения к смерти от средних веков до современности...............................................................11 Смерть в третьем, втором и первом лице.............................15 Смерть в момент наступления смерти.................................19 Заключение.........................................................................24 Литература..........................................................................26 Введение Кошмар смерти всегда преследовал людей. Он порождал специфические представления о трагизме жизни. "Смерть не имеет образа, - говорит байроновский Люцифер, - но всё, что носит вид земных существ, поглотит". Конечность человеческого существования неотвратимо ставит вопрос о смысле земного удела, о предназначенности жизни. Несомненно, проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает предельные основы бытия... Однако в нашей культуре эта тема до недавнего времени была запретной. В тоталитарном обществе, где в пыточных подвалах и огненных печах исчезали миллионы людей, не смолкала здравица жизни. Само понимание смерти в общественном сознании в условиях тоталитаризма обретало скорее языческий, нежели христианский, смысл. Сейчас тема смерти перестала быть запретной и всё чаще занимает умы философов, культурологов, психологов. Но при этом учёные и публицисты говорят о том, что чтобы дополнить изучение традиционных проблем (человеческое существование, свобода) ещё одной темой (темой смерти), как бы замыкающей множество других. С такой постановкой вопроса трудно согласиться. Тема смерти отнюдь не заурядная. Это фундаментальная проблема бытия. Прав был Артур Шопенгауэр, который считал, что наша жизнь заключает в себе все ужасы, трагедии, а смерть рождает философию... Итак, именно конечность земного существования заставляет размышлять о смысле жизни, о предназначении человека. Что такое смерть? Правда ли, что, как полагал байроновский Люцифер, только она даёт высшее познание? Действительно ли человек много раз является на землю в различных облачениях? Эти и другие вопросы широко обсуждаются сегодня в западной философской литературе, а значит, тема смерти как тайны человеческого бытия является очень актуальной. [4] В данной работе поставлена цель - раскрыть многогранность понимания вечного философского вопроса, вопроса о смерти. Человечество с момента становления и до современности пытается проникнуть в тайну смерти как явления биологического, приблизиться к решению вопроса человеческом бессмертии. Однако, на протяжении веков эта вечная тема остаётся открытой, и именно по этому она привлекает мыслителей, заставляя вновь искать ответ на вопрос: смерть - это метаэмпирическая трагедия или естественная необходимость? Задача данной работы - показать, как рассматривалась проблема смерти философами разных исторических периодов, раскрыть особенности отношения человечества к смерти, а протяжении от средневековья до наших дней, и, наконец, обозначить смерть в третьем, втором и первом лице. ............ |