Часть полного текста документа:Дягилевская эпопея Мариинского театра Вадим Гаевский Сенсационное возвращение вспять, почти библейское возвращение в отчий дом блудного сына. Отчий дом - "Спящая красавица" Чайковского и Петипа, великий заброшенный балет, который Дягилев решил показать в Лондоне целиком, обновив хореографию, купировав несколько музыкальных номеров и добавив пару-другую новых танцев. Шел 1921-й год, решение Дягилева казалось чистым безумием и, уж конечно, нарушением всех принятых на себя авангардистских обязательств, но, как и всегда, художественная интуиция Дягилева не подвела, его дерзкий план был исторически оправдан, хотя это выяснилось не сразу, Спустя почти восемьдесят лет Мариинский театр задумал и осуществил не менее, а может быть и более дерзкий план, восстановив "Спящую красавицу" уже в полном объеме - и хореографию, и сценографию, и костюмы. Риск, безусловно, был очень велик, потому что старая "Спящая" вступала в прямой спор с новой, ныне идущей, и сравнение вполне могло быть не в ее пользу. А кроме того, затеянное мероприятие создавало необычный и нежелательный этический прецедент, задевая многие личные интересы. Но главная коллизия состояла в другом. Подобно Дягилеву Мариинский выступил против укоренившихся и весьма защищенных предрассудков, - с той разницей, что Дягилев своими поступками и своим желчным пером атаковал предрассудки замшелой старины, а Мариинка столкнулась с новейшими предрассудками, которые создал прогресс, - с предрассудками так называемого "хорошего вкуса". Самый распространенный из них - пренебрежительное отношение к старинной условной пантомиме. А самый нелепый - высокомерное отношение к старине вообще, и прежде всего к 90-м годам, к академической сценографии тех лет, к академической хореографии конца века. Как выяснилось теперь, скучно-академическим балетом "Спящая красавица" была не всегда, такой она стала потом, на протяжении своей долгой жизни. Так бывшие прелестные балерины, постарев, становятся строгими инспектрисами, заслуженными моралистками и даже ханжами. Между тем, "Спящая красавица", которую восстановил Сергей Вихарев (наиболее академический танцовщик труппы, кстати сказать) - бесконечно живой и в моцартовском смысле "веселый" спектакль. Балет giocosa, как опера "Дон Жуан". А засушили его скучные люди. Его засушило скучное время, если уж договаривать все до конца, По жанру это феерия, дворцовая, королевская, барочная феерия, какие умел ставить лишь Петипа, и вовсе не площадная феерия, какие игрались у Лентовского в Москве или в театре Шатле в Париже. По форме же и по театральному смыслу своему это балет-маскарад, со всей той увлекательной игрой в неожиданность и загадку, которая присуща маскараду. Маскарадны в "Спящей" костюмы и имена фей, даже ""принц Дезире" (от desirable, желанный) есть типично маскарадное имя. И конечно же, именно "Спящая красавица" - у начала эпохи прекрасного театра, вехой которой станет мейерхольдовский-головинский ""Дон Жуан" и которая завершится мейерхольдовским-головинским "Маскарадом". Мы знаем точный день, когда кончилась она, эта эпоха прекрасной театральности: 25 февраля 1917 года. Теперь мы можем точно сказать, когда она началась - 3 января 1890. При всем том, "Спящая красавица" - строго академический балет, и как раз стараниями Сергея Вихарева он во многом избавился от небрежностей исполнения и вернул свою строгую академическую форму. ............ |