Доклад На тему Джон Дьюи — философ и педагог-реформатор
З.А. Малькова.
Педагогика, 1995, № 4. С. 95-104.
Введение
Мощный процесс индустриализации США, принявший после окончания гражданской войны (1861-1865) и ликвидации рабства в южных штатах особенно бурный характер, вызвал непрекращающийся спрос на рабочие руки. В страну хлынули потоки иммигрантов из Центральной и Восточной Европы. В 1790 г. в США жило около 4 млн. человек, а к 1860 г. численность населения достигла 31 млн.; к концу века она возросла почти в 20 раз по сравнению с 1790 г. и составила 76 млн. человек. Ежегодно на берегах Северной Америки высаживался почти миллион иммигрантов в поисках зажиточной жизни. Это было величайшее в истории человечества переселение людей за океан. Приезжали, как правило, наиболее физически сильные (американские власти устроили на острове в Атлантическом океане карантинную службу и жестко отсеивали всех больных и слабых), жизненно активные, энергичные и умелые люди, которые могли, не владея государственным языком, приспособиться к новым условиям жизни. Невиданно быстрая индустриализация, сопровождаемая непрерывным потоком великих технических изобретений и их немедленным внедрением в жизнь (к полностью или частично американским изобретениям в XIX в. относятся хлопкоочистительная машина, жатка, косилка, пневматическая шина, телеграф, телефон, электрическая лампа, электровоз, фотограф, кинематограф и многие другие), массовый приток иммигрантов из разных стран резко меняли облик общества. Деформировались традиционные социальные институты, исчезали многовековые жизненные ценности и ориентиры, менялся установившийся в аграрный период стиль жизни. Американское общество в конце XIX в. стояло перед выбором новых ценностей и идеалов и остро ощущало потребность в теоретике, который смог бы оценить происшедшие перемены и ответить на жгучие вопросы: «Как жить дальше?», «Что должно лежать в основе жизни и поведения людей?», «Как воспитывать молодые поколения в радикально меняющихся условиях?».
Им стал великий мыслитель Джон Дьюи, который разработал чисто американскую систему идей и теорий, объединенных общим понятием «прагматизм». Они обогатили не только теоретическую мысль в различных областях научного знания (философия, психология, педагогика, социология) своей страны, но и оказали сильное воздействие на мировое сознание как в западном, так и восточном полушарии мира.
Джон Дьюи прожил долгую жизнь (1859-1952). Он написал 40 книг и 700 статей, но никогда не был кабинетным ученым. Для Дьюи характерен обостренный интерес к жизни, ее социальным вопросам. Он много путешествовал, стремился воплотить свои идеи в практику, создавал и руководил экспериментальными учебными заведениями, сочувствовал бедным и униженным, на каком-то этапе жизни ему были близки социалистические идеи.
Дьюи родился в г. Берлингтоне небольшого северного штата Вермонт в семье табачного фабриканта. По окончании школы он начал занятия в Вермонтском университете по программе свободных искусств. С особой страстью занимался философией под руководством профессора Торея, который читал курс философии этики. Еще не уверенный в своей будущей карьере, Дьюи после окончания университета преподает в 1879—1881 гг. в частной средней школе в Ойл Сити (Пенсильвания), директором которой была его двоюродная сестра. ............