Часть полного текста документа:Этическое измерение глобально-космических проектов Стержневые проблемы второй половины XX века - несомненно, проблемы глобального диапазона. Вместе с тем признание их наличия не повлекло за собой возникновения соответствующей синтетической формы познания данного явления, учитывающей и сферу человеческого поведения. Согласимся с утверждением А. Кочергина, что "хотя в условиях возникновения глобальных проблем философская рефлексия должна контролировать все формы культуры, сейчас все же следует признать ее важную роль в общественном сознании морали... Всякая сила нуждается в "узде" моральных норм в современном мире, породившем чудовищные по своей мощности силы, - особенно Поэтому философская рефлексия должна направлять формирование современного мировоззрения с акцентом на мораль, на выработку иммунитета против зла в каждом человеке" [1, с. 54, 55]. Необходимо добавить, что мораль непосредственно не стимулирует выработку такого иммунитета; знание не порождает привычек в поведении. Ситуация усугубляется тем, что современная этика почти не участвует в исследовании глобальных проблем. В философской литературе понятия "мораль", "нравственность" и "этика" неодно значны. Мораль реализуется в сфере сознания, воплощается в нормах, принципах оценках, образцах, в том должном, что призвано дать ориентиры для гармоничной существования общества в определенные исторические периоды. Нравственность ха растеризует сущее. Она связана с социальными отношениями, общением, деятельно стью и проявляет себя в ходе морального выбора через поступки. Она не может быт! идеальна, конечна, однозначно позитивна. Мораль, не подкрепленная нравственно стью, бессильна и со временем начинает компрометировать самое себя. Этика - эт( научная дисциплина, изучающая закономерности развития морали и нравственности. Ученые признают, что постичь механизмы регулирования взаимодействий людей i среды обитания (природной, социальной, культурной) необходимо. Возможно, поэтом-тематика, связанная с принципами поведения, становится характерной для исследова ний, весьма далеких от философского и социального познания. Такого рода работы представителей естественного и технического знания можно разбить на четыре группы в зависимости от диапазона приложения их выводов и(или) рекомендаций. К первой можно отнести труды универсально-космического характера. В них социально-философские составляющие крайне скудны, обычно они служат дополнительными и непринципиальными элементами разработки вопросов о возможности жизни,во Вселенной. Несмотря на серьезность и аргументированность работ по физике, химии. астрономии, геологии, географии и биологии, социальное знание в предложенных материалах разрозненно, бессистемно, фрагментарно, аналогично естественнонаучному. Например, Г. Черный сводит воедино условия существования простейших-живых систем и коллективов людей, причины разрушения биологических организмов и гибели цивилизаций. Он иллюстрирует энтропию сложных систем примерами "прогресса промышленности и культуры в СССР за счет деревни" [2, с. 146]. Вторая группа трудов связана с проблемами глобальными. Именно в них часто используется термин "глобальная этика", слабо разработанный до настоящего времени. Так. С. Дубовский, фактически воспроизводя точку зрения представителей Римского клуба, делит "мир на следующие основные подсистемы: население, социум, экономика, производство продовольствия, наука и техника, природные ресурсы, среда обитания, страны и регионы мира" [3, с. ............ |