Часть полного текста документа:Георгий Петрович Федотов Родился 1 октября 1886 г. в Саратове. Отец Петр Иванович, управляющий канцелярией саратовского губернатора. Мать Елизавета Андреевна (рожденная Иванова), учительница музыки. Учился в 1-й воронежской гимназии, причем последнее время на казенный кошт, ибо отец слабого, застенчивого юноши рано умер. Окончил Ф. гимназию (1904) с золотой медалью и богатым запасом прочитанных тогда книг: Белинского, Добролюбова, Михайловского Горького, Чехова, Андреева и др. Это, разумеется, способствовало знакомству Ф. с социал-демократией, что определенно сказалось на перипетиях дальнейшего жизненного пути. В Петербурге, скоропалительно предпочтя естественно-научное направление религиозно-нравственному, Ф. поступил на механическое отделение Технологического института. Марксистское самообразование и пропаганда среди рабочих захватили его. Однако, революция 1905 г. не просто лишила Ф. возможности продолжать учение, но и заметно отрезвила, арест и ссылка (куда он не попал благодаря "умягчительной" политике П.Святополк-Мирского) завершились для него двухгодичной высылкой за границу. В 19061908 гг. Ф. изучал историю и философию в университетах Берлина и Йены, фактически хорошо подготовив себя и к поступлению на историко-филологический факультет Петербургского университета (1908), и к плодотворной научной деятельности. До 1914-1915 гг., когда Ф. выдержал магистерские экзамены и стал приват-доцентом по кафедре средневековой истории Петербургского университета, он еще раз подвергался политическим преследованиям и укрывался в Италии. Впрочем, Ф. уже как бы "примерил на себя" формулу, которую, еще в XIX веке мимоходом изрек мудрец: "Я невысокого мнения о человеке, который в 20 лет не был республиканцем, а в 40 остался таковым" 1917 г. стал порубежным и для Ф., он отошел от преподавания гуманитарных дисциплин и поступил на работу в исторический отдел Публичной библиотеки. Здесь он сблизился с А.Карташовым и А.Мейером, вовлекшими его в процесс христианского осмысления происходящего. И хотя полное воцерковление Ф. произошло в первой половине 20-х годов, но "библиотечные посиделки" решительно не оставили места в его мировоззрении никаким чужеродным влияниям. При большевиках Ф. входил в религиозный кружок "Воскресение" и Братство "Христос и свобода". В 1918 г. он и его сотоварищи стали издавать журнал "Свободные голоса", в первом номере которого Ф. опубликовал свое знаменитое и во многом программное эссе "Лицо России", где он декларировал свое желание "облечь плотью великую душу России". В 1919 г. Ф. женился на "участнице мейеровского кружка" Е.Н.Нечаевой, которая выхаживала его во время болезни тифом и всячески поддерживала в последующей тяжелой жизни в Саратове. По возвращению в Петербург в 1923 г. Ф. застал "нэповский" расцвет культурной жизни, благодаря чему он стал работать переводчиком в частных издательства, писать и публиковать свои статьи по медиевистике (т.е. истории средних веков), уделять повышенное внимание церкви в ее небесном и земном воплощении. В 1924 г., под редакцией профессора И.Гревса, учеником которого в университете был некогда Ф., вышла в свет его единственная на родине книга "Абеляр". ............ |