Часть полного текста документа:Индивидуальные задания в совершенствовании навыка чтения у младших школьников В. А. Грошенкова Цель литературного образования в школе - "становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности" [1]. Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. Известно, что в настоящее время отмечается резкое падение интереса к чтению художественной литературы, что объясняется множеством причин, поэтому воспитание творческого, квалифицированного, талантливого, эстетически образованного читателя ? важнейшая задача, стоящая на современном этапе обучения на уроках литературы и словесности. Квалифицированный читатель - это человек, "который, читая книги, "смотрится, как в зеркало, в другого человека" и таким образом осознаёт действительную ценность других людей и себя самого" [2]. Но необходимой предпосылкой становления такого читателя является работа над качеством чтения: целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка чтения у школьников. Как известно, сформированный навык чтения включает в себя два компонента: - технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов); - понимание текста (извлечение из него смысла, содержания). Для совершенствования процесса обучения чтению мы предлагаем индивидуальные задания, которые помогут овладеть навыками грамотного чтения, что в дальнейшем будет способствовать становлению школьника как талантливого читателя. В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений: 1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения; 2) упражнения, развивающие скорость чтения; 3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст. Упражнения включают в себя задания, которые ученик должен выполнить, опираясь на предложенный текст, а также методические рекомендации по их проведению. Упражнения предлагаются учащимся индивидуально, с учётом того, какой параметр чтения у них плохо отработан. Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре. 1) Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее ? вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. ............ |