Часть полного текста документа:Инновационные технологии: методология, обучение и совершенствование рациональной системы двигательных действий в спринтерском беге Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Власов Ставропольский государственный университет, Ставрополь Обучение и совершенствование - две стороны одного и того же процесса. Отличаются они прежде всего задачами, местом, временем, применяемыми методами и средствами. Обучение предшествует совершенствованию - это первый этап подготовки, тогда как совершенствование является его продолжением. Обучение следует рассматривать как процесс постоянного качественного изменения по неуклонно восходящей линии, хотя и с временными задержками. Согласно представлениям современной науки об управлении учебным процессом и физиологии активности сущность двигательного навыка состоит в непрерывном приспособлении эффекторных импульсов к внешним условиям, все время изменяющимся. Известно, что овладение техникой можно разделить на несколько этапов: 1. Определение двигательной структуры упражнения. 2. Выявление адекватной коррекции для всех деталей движения. 3. Переключение коррекции движения на соответствующие низовые уровни управления, т.е. автоматизация двигательных действий. 4. Стандартизация и устойчивость двигательных действий. Первые два этапа представляют собой начальный период освоения техники двигательных действий, а два других относятся к периоду закрепления и совершенствования. При освоении рациональной техники двигательных действий ЦНС активно отыскиваются все более адекватные, более точные решения двигательной задачи. "Двигательный состав" - это все, что относится к внешней конструкции движения, к его форме: направление, амплитуда, последовательность. Наряду с репродуктивной деятельностью осуществляется активная творческая деятельность, когда обучаемый сознательно отыскивает наиболее рациональный путь осуществления двигательных действий. Этап выявления адекватной коррекции для всех деталей двигательных действий - самый трудный и самый ответственный момент в освоении техники. Если до этого обучаемый осваивал форму движения, как оно выглядит извне, то теперь он уже осознает, как выглядит движение "изнутри". Особенно важно сознательно вникать в выполнение двигательных действий. Сюда входят тонкие проприоцептивные ощущения двигательных действий и их коррекция, которые обучаемый не в состоянии объяснить, но которые обязательно нужно прочувствовать, чтобы овладеть рациональной техникой. С позиций науки об управлении системами - кибернетики - процесс обучения и совершенствования следует рассматривать как сложную динамическую систему, которая может быть управляемой. Управление осуществляется там, где имеется система. Оно означает перевод системы из одного состояния в другое возможное для нее состояние в результате передачи, получения и переработки информации в форме сведений о ранее известных событиях посредством прямой и обратной связи [1, 7, 9, 10]. Обратная связь позволяет управляющей системе ликвидировать рассогласование, которое наступает между фактическим и заданным состояниями при функционировании системы. ............ |