Реферат
По дисциплине: "Маркетинг"
На тему:
"КРИЗИС И МАРКЕТИНГ: НА ПУТИ ОТ РЫНКА К КЛИЕНТУ"
г. Москва – 2009 г.
Сегодня много говорится о кризисе и с ностальгией вспоминаются годы бурного развития, предшествовавшие ему. Годы сытые, благополучные, когда наблюдался бум потребления, клиенты выстраивались в очередь и не требовалось прикладывать значительных усилий для продвижения компании и продукции, выполнения (а зачастую и перевыполнения) плана по продажам. Сейчас эти времена ушли в прошлое, уже заканчивается самый сложный период — период растерянности перед кризисом, период осознания, и многие компании уже успели перестроить свою работу. Но, к сожалению, не все компании и работающие в них специалисты по маркетингу оказались готовы к новым экономическим реалиям, поэтому продолжили действовать по привычным схемам.
При этом изменения в деятельности в основном проводились по схеме "сокращение": затрат, персонала, активности и т.п. Немногие компании сумели быстро внедрить новые схемы и методы работы, перейти в новый режим функционирования, за меньшие деньги получать значительный эффект. Но с каждым месяцем таких компаний, которые приняли кризисные реалии за базовые условия рынка и сумели перестроить свою работу, становится все больше.
В период кризиса требования к работе маркетологов существенно возрастают. Сегодня уже недостаточно формировать маркетинговые планы и отчитываться об их выполнении — необходимо осуществлять именно те действия, которые будут иметь максимальный эффект не только в долгосрочной, но и в краткосрочной перспективе.
В этом плане оказывается неоценимой помощь маркетологов для поддержки работы с клиентами. В данной статье рассматриваются вопросы оптимальной организации деятельности департамента маркетинга с целью поддержки такой работы.
Конечно, изменения в работе маркетологов оказались очень серьезными: пришлось учиться работать с гораздо меньшими бюджетами, больше размышлять, включать креативность, использовать давно забытые методы.
В связи с этим вспоминается диалог директоров по маркетингу на одном из круглых столов, в которых автор принимала участие. Много говорилось о том, что предпринимают компании во время кризиса, вспоминались те времена, когда шла гонка за то, кто организует более дорогое и пафосное клиентское мероприятие. И тут директор по маркетингу одной из крупнейших российских IT-компаний сказала: "Мы провели директ-маркетинговую кампанию, чего не делали уже давно. Потратили всего несколько сотен долларов и, представляете, получили новых клиентов и неплохую отдачу от этих инвестиций. Мы уже забросили простые и дешевые инструменты, перестали их использовать, а они, как оказалось, хорошо работают".
Этот пример очень показателен: в настоящее время все больше компаний вспоминают о простых и понятных маркетинговых инструментах, открывают их для себя заново, убеждаются в эффективности. На взгляд автора, это исключительно положительная тенденция, ведь в таких условиях конкуренция становится более цивилизованной: вопрос уже не в том, насколько много денег имеется в бюджете и кто больше потратит, а в том, кто сможет сделать это наиболее эффективно. Рынок действительно становится больше похож на такой, где существует конкуренция за клиента, за проекты, где высокие затраты уже считаются "неприличными" и значительно больше ценится интеллект и владение технологиями. ............