Дмитрий ПАНКОВ
В октябре 1912 года началась первая Балканская война. Ее вели за освобождение от гнета султанской Турции Болгария, Греция, Сербия, Черногория.
Патриотические чувства охватили Россию. Десятки российских женщин уходили на войну сестрами милосердия, повторяя опыт русско-турецкой войны 1877–1878 годов, когда на помощь южным славянам ушли 118 сестер милосердия, среди которых были Софья Энгельгард, Ольга Юханцева, Александра Теплякова, Юлия Вревская. В 1912 году жители Тамбова услышали марш «Прощание славянки». Вскоре стало известно, что его автором был Василий Иванович Агапкин. Тогда он и не предполагал, что «Прощание славянки» станет произведением, без которого впоследствии не пройдет ни одно патриотическое начинание, пробуждая глубокие чувства к Отечеству, к тем, кто идет его защищать.
Написанное для фортепьяно, сочинение было оркестрировано Я. Богорадом. Партитура и клавир выпущены в свет издателями Москвы и Санкт-Петербурга. – Я преследовал цель, – говорил Василий Иванович, – чтобы «Славянка» трогала всех, кто даже услышал ее краем уха... Марш, родившийся на тихой Гимназической улице Тамбова, взволновал сердца не только уходящих на освободительную войну, но и поэтов А. Федотова, В. Максимова, В. Лазарева. Они написали стихи на мелодию марша. Никто не думал, что просивший подаяние на улицах Рязани мальчик Вася из деревни Шанчерово однажды станет лучшим корнетистом 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка.
– Быть тебе большим музыкантом, – сказал однажды капельмейстер батальона Агапкину. – Возьмешься за трубу. В оркестрах всегда не хватает трубачей. Упорные репетиции сделали свое дело. Василия зачислили в Тамбовский седьмой запасной кавалерийский полк. Он стал штабтрубачом полка.
Осуществилась мечта Агапкина и о Тамбовском музыкальном училище. Гордостью этого музыкального учреждения являлись преподаватели: композитор Г.А. Сметанин, Ю.М. Реентович. Наставником Василия был Федор Михайлович Кадичев, прививший ученику чувство вкуса и дирижерского искусства.
В 1918 году Агапкин добровольцем ушел в Красную Армию и организовал духовой оркестр в первом красном гусарском полку. Под марши оркестра красные гусары прошли сотни огненных верст, обороняя от немцев и белополяков Гродно, Барановичи, Минск.
Вернувшись в Тамбов, Василий Иванович руководил музыкальной студией и оркестром в войсках ГПУ.
В конце 1922 года он расстался с Тамбовом, продолжив свою творческую деятельность в Москве. Здесь была поддержана его идея организовать духовой оркестр из беспризорников. Однажды в один из сумрачных дней к Василию Ивановичу домой пришел офицер комендатуры Кремля.
– Мы вас хорошо знаем по Тамбову, – сказал он. – Нам необходима ваша помощь: речь идет о перенастройке часов на Спасской башне.
– Но я не часовщик, – ответил Агапкин.
Офицер улыбнулся:
– Часовщик уже есть. Нужен мастер-музыкант, тем более, автор «Прощания славянки».
Бой часов на Спасской башне Московского Кремля был усовершенствован.
С началом Великой Отечественной войны Агапкин получил звание военного интенданта первого ранга и назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского. Ему, старейшему капельмейстеру, поручили дирижировать сводным оркестром на параде 7 ноября 1941 года.
Василию Ивановичу пришлось собирать оркестр из разрозненных групп музыкантов, а им в помощь был вызван оркестр из Горького (Нижний Новгород). ............