Часть полного текста документа:Некоторые проблемы совершенствования законодательства о вынужденных переселенцах и беженцах в Российской Федерации Оздоев Муса Джабраилович, соискатель Российской академии государственной службы при президенте РФ. Практика государственного регулирования миграционных процессов в России, имела глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим и социально-экономическим условиям развития страны теоретическую базу. Однако методы регулирования миграции населения, используемые в условиях плановой социалистической экономики, административно-командной системы управления началом реформ оказались малоэффективными. Особенность миграционной политики России в 20Д80-е годы прошлого века состояла в том, что в условиях фактически закрытой для въезда иностранных граждан страны упор делался на управление внутренними миграционными процессами. Кроме того, регулирование внутренних миграционных процессов опиралось на жесткую систему плана и административных решений, обязательных к исполнению. В результате богатый опыт регулирования внутренних миграций не может быть в полной мере использован в переходный период, а практика управления внешними миграционными процессами у нас практически отсутствует. Фактически закрытый для въезда иностранцев Советский Союз был интегрирован в международный рынок труда и капиталов, а привлечение иностранной рабочей силы осуществлялось только из некоторых странДчленов СЭВ в рамках соответствующих межправительственных соглашений. Вот почему с началом рыночных реформ, политических преобразований и распадом Советского Союза, Россия оказалась в совершенно новой миграционной ситуации, требующей разработки и реализации новой миграционной политики. Новая редакция Закона РФ "О беженцах", закрепляя адекватные критерии и процедуры определения статуса беженца, предусматривает возможность эффективного и действенного регулирования государством проблемы вынужденной миграции. Анализируя принимаемое в настоящее время российское законодательство, можно сделать вывод о том, что Россия отказалась от мягкой миграционной политики в отношении беженцев, проводимой с 1993 года, приведшей к бесконтрольной и незаконной миграции, и склоняется к проведению жесткой миграционной политики. Закрепление ускоренных процедур рассмотрения ходатайства о признании беженцем, использование понятия "третьей безопасной страны", квотирование принятия беженцев являются основными инструментами государственного регулирования вынужденной миграции в России. На протяжении последнего десятилетия миграционная ситуация в стране трансформировалась как минимум трижды. Первая и весьма острая ситуация связана с экстренным, односторонним (в сторону России) движением больших масс населения из бывших республик СССР. Именно тогда практически изменился смысл понятия "миграция населения". В общественном сознании, ранее связывавшем миграцию населения с освоением Сибири, Дальнего Востока, Севера и целины, этот сложный процесс стал восприниматься как бегство людей от массовых беспорядков, войн и конфликтов. Глобальные политические, экономические и социальные последствия распада СССР чрезвычайно обострили проблемы миграции в России, качественно изменив ее характер, мотивацию миграционного поведения населения, направления, масштабы и структуру миграционных потоков. ............ |