Часть полного текста документа:О социальной регуляции деятельности коммуниканта в акте общения Владимир Николаевич Бабаян, старший преподаватель кафедры иностранных языков ЯГПУ, кандидат филологических наук, Круглова Светлана Львовна, старший преподаватель кафедры английского языка ЯГПУ, кандидат филологических наук Психика личности - канал социальной регуляции деятельности личности со стороны общества, в котором сформировалась эта личность. Вся актуальная регуляция деятельности собеседника, будь то инструментальная-вербальная (путем приказов, инструкций, побуждений и т.п.) и невербальная (при помощи невербальных знаков, путем обмена деятельности) или символическая-вербальная (при помощи выбора альтернативных языковых средств, маркирующих социальные отношения) и невербальная (демонстрацией невербальных знаков, престижной информации, определенного образа жизни и т.п.), осуществляется на фоне этой глобальной социальной регуляции. Формирование психики личности создает основу для всех иных видов регуляции деятельности человека. Рассматриваемая проблема является весьма актуальной и изучается в современных психологических, психолингвистических, социолингвистических и лингвистических исследованиях (1, 8, 9). Управление деятельностью собеседника - это только один из видов регуляции деятельности человека. Дифференцированное рассмотрение видов регуляции рассматривается в лингвистической прагматике, психологии и психолингвистике. Следует отметить, что в лингвистике основная задача коммуникантов - только передача некоторой информации друг другу. В настоящее время большой интерес представляет исследование способа регуляции деятельности собеседника, - и особенно - социального символизма в речи. Суть регуляции деятельности собеседника социально-символическими средствами состоит в демонстрации социальных отношений, в структуре которых один из собеседников предлагает развернуть взаимодействие. Речевые действия совершаются в структуре специфической деятельности - в структуре социального взаимодействия, регулируемого ролевыми предписаниями, содержание которых зависит от ролей коммуникантов (если принять положение, обоснованное в теории деятельности, что жизнь человека можно представить как систему последовательно сменяющих друг друга деятельностей, совершаемых им, то в изучении речевого общения можно исходить из правдоподобного допущения о невозможности речевого общения, выключенного из социального взаимодействия коммуникантов). Ролевые предписания, понимаемые как социальные нормы, которые рассматриваются "со стороны их функциональной значимости для личности" (2), включают акт коммуникации в более широкие социальные системы. Коммуникация включена в социальные отношения общающихся - это две неразрывные стороны речевого взаимодействия. Человек, вступая в контакт с другим человеком, оказывается включенным в систему социальных отношений и должен оформлять свою деятельность по правилам, реализующим эти социальные отношения. Правила социального взаимодействия, трансформировавшись в социогенные компоненты психики личности (сформировавшиеся в ходе социализации личности), обусловливают деятельность в соответствии с социальными правилами (ролевыми предписаниями) уже независимо от ее контроля. ............ |