Часть полного текста документа:Основные социологические и экономические подходы к изучению домохозяйства М.А. Маринова, Кафедра социологии, Российский университет дружбы народов Изучение домохозяйства в России в последнее время становится все более актуальным, не случайно появление многочисленных исследований как теоретических, так и эмпирических на эту тему[2;3;6;7;8;20;21]. Одной из причин такого интереса является переход России к рыночным отношениям, с одной стороны, и большое количество исследований по проблемам домохозяйства в странах со сложившейся рыночной экономикой, с другой. Устойчивость внимания западных исследователей к изучению домохозяйства предсказуемо и понятно. Маркетинговый подход к сбыту продукции предполагает, прежде всего, производить то, что продается, но также иметь возможность формировать заранее потребности потребителя в товаре. Средний потребитель, несмотря на угрожающие для семьи современные тенденции, это все-таки потребитель семейный, включенный в домохозяйство, где выстраиваются определенные модели поведения, использование которых целесообразно при построении маркетинговых стратегий. В работах западных исследователей можно встретить мнение, что методологические корни изучения домохозяйства следует искать в России[26,с.14]. Одним из первых, кто стал анализировать семейное хозяйство и выделять закономерности его жизнедеятельности, был русский ученый А.В. Чаянов, исследовавший крестьянские семьи с точки зрения ведения ими домашнего хозяйства. Его исследования показали, что внутри семьи экономическая деятельность имеет свою специфику и отличается от экономической деятельности в организации. Наемный труд и семейный труд различаются степенью включенности в этот труд человека. В семейном труде часто действует принцип выживания, важности самого процесса труда, а не его результата, также немаловажным фактором является количество членов семьи. "В семейном хозяйстве, не прибегающем к наемному труду, запас рабочей силы, ее состав и степень трудовой активности всецело определяются составом и размером семьи. Размер семьи - один из факторов организации крестьянского хозяйства"[19,с.35]. Семейное хозяйство, по А.В. Чаянову, необходимо анализировать с точки зрения наличия потребительских запросов членов семьи и их возможностей удовлетворять эти запросы. Необходимо "...выразить ее состав в различных фазах ее развития в потребительских и рабочих единицах и попытаться уяснить, как по мере развития семьи меняется соотношение рабочей силы семьи с ее потребительскими запросами"[19,с.39-40]. Таким образом, А.В. Чаянов заложил методологические основы изучения домохозяйства, на которые опираются современные ученые. Однако Чаянов анализировал крестьянские домохозяйства, где принимался во внимание специфический труд, характерный в условиях деревенского домашнего хозяйства. Городское домохозяйство отличается от сельского, а домохозяйство в условиях рыночной экономики - от домохозяйства экономики централизованной. В России традиционно активно изучались проблемы, связанные с жизнедеятельностью советской семьи, в которых косвенно затрагивались и проблемы домохозяйства. Это, прежде всего, исследования С.Г. Струмилина, В.Д. Патрушева, посвященные изучению бюджетов времени, где показана зависимость количества времени, расходуемого на семейно-бытовые потребности, не только от потребностей членов семей, но и от развитости социально-экономических условий жизни[10;5;11;14]; исследования советской семьи А.Г. ............ |