Часть полного текста документа:Особенности развития регионально-национального компонента в школьном образовании в 1918-2005 гг.: исторический аспект (на примере Краснодарского и Ставропольского краёв и автономных национальных образований Юга России) Кара Алла Петровна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Краснодар 2007 Диссертация выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Армавирского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета I. Общая характеристика работы Актуальность теоретического осмысления проблемы внедрения регионального компонента (регионально-национального) в школьное образование в полиэтничном обществе определяется рядом факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе и обусловленными изменениями его социально-экономических ориентаций, обострением внимания к этнической специфике, регионализацией образования как средства жизнеустройства региона, способной выстроить систему взаи-мосвязей образовательной системы с другими социальными институтами, которые при своем обустройстве вынуждены учитывать национальный компонент; процессом, когда школа становится основным центром культурной жизни. Своевременность изучения данной темы определяется также проявлением ряда негативных явлений в социальной жизни российского общества, такими как рост национального и религиозного экстремизма, признаки духовного кризиса, ослабление ценностных приоритетов для национально-культурной идентичности российского общества. Историческое обобщение позитивных наработок и неудач в школьном образовании позволяет создать более эффективную модель социокультурного образования для формирования этнической толерантности, ценностных ориентаций и духовных оснований социализации молодежи. Особое место в социокультурной регионализации, отведенное в национальном проекте "Образование"1 подтверждает программный тезис о том, что модель современной модернизированной демократической школы XXI века с приоритетами гражданского образования и воспитания2 не может быть создана без учета региональных и национальных особенностей. Объект исследования: регионально-национальный компонент содержания школьной образовательной системы России в историческом развитии 1918-2005 гг. Предмет исследования включает анализ государственной политики в становлении регионально-национального образовательного пространства под влиянием культурных, политических и научных изменений в изучаемый период, изучение специфики национального и этнокультурного образования на Юге России на различных этапах исторического развития, изменения в теоретических и методологических подходах к внедрению регионально-национального компонента в эпоху построения гражданского общества в постсоветский период. Территориальные рамки работы определяются современными границами Краснодарского и Ставропольского краёв, Адыгеи, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии. Объединение указанных районов в рамках исследования объясняется устойчивостью существовавших между ними исторических, политических и этнокультурных связей, в том числе и в национально-региональном векторе изменений школьного образовательного пространства. ............ |