Введение Пенитенциарная система России зародилась еще в глубокой древности и на протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась. В данной работе речь пойдет об отдельном периоде развития пенитенциарной системы России, а именно о том, какая была эта система в XIX веке.
В 1-й половине XIX в. пенитенциарную систему России изменяли медленно. Реформы Александра II выявили в пенитенциарной системе России проблемы: слабость правовой базы, отсутствие централизованного руководства УИС; низкая эффективность связи меж центром и местными учреждениями; недостаток финансирования (в т.ч. слабая материальная база пенитенциарных учреждений; нехватка тюремных помещений, ведущая к их переполнению); неудовлетворительное состояние зданий (антисанитарные условия в помещениях, примитивные бытовые условия заключенных); низкий профессионализм кадров персонала учреждений УИС (нехватка, низкий уровень образования); широкое применение мер, унижающих человеческое достоинство (позорящие знаки; 4-угольные лоскуты, бритье правой или левой стороны головы), кандалы, розги, кулачное право среди осужденных и др. В связи с этим, во 2-й половине XIX в. начали серьезную разработку теоретической пенитологии.
В данной работе мы рассмотрим систему исполнения наказаний в России в первой половине XIX века, а также тюремную реформу второй половины XIX века.
Для написания работы были использованы труды Рогова В.А., Демина В.А., Рыбникова В.В., Алексушина Г.В., Исаева И. А., Александрова С.В.
1. Система исполнения наказаний в России в первой половине XIX века
Начавшееся в 1801 г. присоединение Предкавказья, Кавказа и Закавказья к России сформировало новый вид наказания - отправку провинившихся офицеров в действующую армию на Кавказ.
В каждом из уездных городов губернии имелась тюрьма — острог, позже - «тюремный замок». Центрального управления тюремными учреждениями до 1879 г. не было. Тюрьмы находились в ведении: политические - 3-го отделения СЕИВК, общеуголовные - Департамента полиции исполнительной МВД. В губерниях тюрьмами ведали губернские правления, а в самих местах заключения имелись смотрители из полицейских чинов. Тюремные замки в уездах были тесными, ветхими, без церквей, молитвенных домов, больниц и устроенных хозяйственных помещений. Из-за этого заключенные не могли трудиться в мастерских, вне тюрем работали редко на казенных и общественных работах (занимались чисткой улиц, получая за это улучшенную пищу). Нравственностью заключенных не занимались.[1]
По указу Сената от 12 января 1803 г. сотрудников губернских правлений обязали подробно объяснять этапируемым, за что их наказывают, куда и на сколько отправляют, какие меры наказания их ожидают. В самих губернских правлениях следовало завести алфавитные книги для записи всей подобной информации. Эти предписания расширил февральский указ Сената. Ввиду отсутствия за многими этапируемыми их дел, с того момента губернские правления обязали высылать с этапируемыми сопроводительные документы.
Созданную Положением 3 июля 1811 г. внутреннюю стражу обязали принимать и провожать арестантов.
В 1812 г. в ряде российских городов появились конвои полураздетых и полуразутых французов-военнопленных: «...тогда все состояния озлоблены были до неистовства против врагов нашего Отечества, вместо квартир запирали их кучами в пустых сараях и амбарах. ............