ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМОВ СБЫТА СКТБЭ НПО «ЭЛЕКТРОАППАРАТ»
1. Описание системы планирования сбыта на предприятии
Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.
На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка.
В данной курсовой работе проанализируем влияние такого фактора как цена на уровень спроса.
Для начала определим степень чувствительности спроса к изменению цены, который измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер):
Процентное изменение количества спроса і-го товара
Процентное изменения цен на товар
Расчет коэффициента сведем в (табл. 1)
Таблица 1
Эластичность спроса на аккумулятор СГГ-5
Год
Цена,
грн.
Объем спроса,
Шт.
Темп прироста, %
Коэффициент
эластичности
спроса (Eр)
Цены
Объема
спроса
2003 200 6000 - - - 2004 252 8240 +26 +37,33 1,4 2005 295 5010 +17,06 -39,2 2,3 2006 280 6250 -5,09 +24,75 4,86
Величина всех коэффициентов больше единицы, что говорит о том, что спрос эластичный. Это означает, что для спроса на СГГ-5 характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен: небольшие изменение в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции.
При помощи корреляционного анализа оценивается и прогнозируется степень зависимости спроса от цены.
Между ценой и объемом спроса наблюдается прямолинейная зависимость, которую можно записать в виде уравнения:
Yx=A+Bx, (1)
где x- факторный показатель- цена;
Y- результативный показатель- объем спроса;
A, B – параметры уравнения регрессии.
В соответствии с требованиями метода наименьших квадратов для определения параметров необходимо решить следующую систему уравнений.
nA+BSx= SY
ASx+BSx2= SxY (2)
Коэффициент A-постоянная величина результативного показателя, которая не связана с изменением данного фактора. Параметр B показывает среднее изменение результативного показателя с повышением или понижением величины фактора на единицу его измерения. В данном случае с увеличением цены на одну гривну объем спроса уменьшается в среднем на 8 штук.
Расчет значений сведен в (табл. 2)
Таблица 2
Зависимость объема спроса (Y) от цены (x)
Год
Цена, грн.
X
Объем спроса,
шт.
Y
xY
x2
Y2
Yx
2003 200 6000 1200000 40000 36000000 6838 2004 252 8242 2076984 63504 67930564 6414 2005 295 5010 1477950 87025 25100100 6064 2006 280 6250 1750000 78400 39062500 6186 Итого 1027 25502 6504934 268929 168093164 25502
Подставив полученные значения в систему уравнений, получим:
4A+1027B=25502
1027A+268929B=6504934
Выразим из первого уравнения A:
A=6375,5-256,75B
Подставив полученное выражение во второе уравнение, получим:
1027 (6375,5-256,75B) + 268929B=6504934
5246,75B= -42704,5
B= -8,1392
A=8465,2471
Таким образом, уравнение связи, которое описывает зависимость объема спроса от цены, будет иметь вид:
Yx=8465,2471-8,1392x
Подставив в уравнение регрессии соответствующие значения x, можно определить выровненные (теоретические) значения результативного показателя (Y) для каждого года. ............