Понятие маркетинга Создание основных элементов маркетинга, исследование и анализ рынка, принципы построения цен, организация сервисной политики связаны с именем С. Маккормика. В начале 20 века в вузах США вводят дисциплину и читают лекции по проблемам маркетинга. В период с 1910 по 1925 появляются первые публикации, в которых делаются первые попытки формирования основ маркетинга, как искусства управлять сбытом. Как система маркетинг создается под влиянием развития монополий. Это требует более масштабного и глубокого исследования рынка и более совершенной организации деятельности фирмы на рынке. В 1960 Дж Маккарти предложил модель, поясняющую содержание маркетинга (модель «4Р»: product, price, place, promotion). Эта модель положила начало теоретическим исследованиям в области маркетинга. Маркетинг – это рыночная концепция производственно-сбытовой и научно-технической деятельности предприятий, основанная на изучении рынка и рыночной конъюнктуры, а так же конкретных запросов потребителей и ориентация на них производственных товаров и услуг. В 1972 Ф. Котлер обосновал понятия микро- и макро-маркетинга. С конца 80х-начала 90-х гг. наблюдался процесс глобализации маркетинга. Особенностью процесса внедрения маркетинга в экономику являлось то, что он стал активно применяться в сфере услуг, торговли, а затем и в промышленности. Виды спроса и виды маркетинга 1 Отрицательный спрос Конверсионный маркетинг. Осуществляется на рынке, когда значительная часть потребителей не любит продукт и может заплатить определенную цену за отказ от его использования. Этот вид маркетинга ориентирует потребителя на изменение отрицательного отношения к продукту на нейтральное или положительное, путем переделки продукта, снижения цены, более активного продвижения. 2 Отсутствующий спрос Стимулирующий маркетинг Задача маркетинга – поиск и проведение мероприятий по развитию интереса у потребителей к конкретному предложению на важнейших сегментах потенциального рынка. В качестве инструментов используется резкое снижение цен, усиление рекламной работы. 3 Скрытый спрос Развивающий маркетинг Задача – оценка размера потенциального рынка и разработка эффективных продуктов для превращения потенциального спроса в реальный. Инструменты – изучение неудовлетворенных потребностей, разработка новых продуктов, применение специальных рекламных средств для создания реального спроса. 4 Падающий спрос Ремаркетинг Задача – восстановление спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменение свойств товара, рекламная работа 5 Колеблющийся спрос Синхромаркетинг Используется при наличии сезонных, ежедневных или часовых колебаниях спроса. Задача – сглаживание колебаний спроса с помощью гибких цен, перехода на новые сегменты рынка, поиска индивидуальных методов продвижения, стимулирования сбыта товаров. 6 Полноценный спрос Поддерживающий маркетинг Предприятие удовлетворено своей хозяйственной деятельностью. Задача – обеспечить соответствующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и конкурентов. Инструменты – цена, качество, реклама 7 Чрезмерный спрос Демаркетинг Задача – поиск и применение способов, способствующих снижению спроса. Инструменты – повышение цен, временное прекращение рекламы, передача прав на производство товара другим фирмам. 8 Нерациональный спрос Противодействующий маркетинг Существуют товары и услуги, спрос на которые может противоречить общественным требованиям и нормам потребления. ............