Часть полного текста документа:Проблема детской безнадзорности (аналитический аспект) И.Ю.Тарханова Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью. Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Беспризорных детей в России на сегодняшний день около миллиона. Их цифра постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов правопорядка. Цифру же, определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как невозможно определить и ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Если принимать во внимание только милицейскую статистику, то это будут показатели на уровне нижнего порога, так в Ярославской области на 1 января 2003 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояли 3846 подростков и 984 родителя, отрицательно влияющих на своих детей и создающих почву для безнадзорности. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют еще более высокими показателями. Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия "безнадзорный ребенок". Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины "безнадзорный" и "беспризорный" ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах. Таким образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности. Обратимся сначала к словарям. Словарь русского языка С.И. Ожегова [3] трактует эти понятия так: "безнадзорный" - лишенный надзора, "беспризорный" - 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущий на улице, первое значение второго термина фактически является синонимом значения первого термина. Педагогический словарь [4] определяет безнадзорность как "общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих", а беспризорность как "социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних"; как видим, четкого разграничения понятий нет. Более поздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия [5], более четко разграничивают рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как "отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих", а беспризорность как "отсутствие у детей и подростков семейного или государственного обеспечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни", при этом также подчеркивается, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности. Базовым законом в области интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июне 1999 года, "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [2]. В нем отмечается: "безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц", а "беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания". В.В. ............ |