Часть полного текста документа:Проектные технологии обучения информатике: когнитивный анализ результатов опроса учителей Анисимов М.В., РЦДО, г.Чебоксары Цель когнитивного моделирования - выявление наиболее существенных (базисных) факторов, характеризующих "пограничный" слой взаимодействия объекта и внешней среды, и установление качественных (причинно-следственных) связей между ними, т.е. какие взаимовлияния оказывают факторы друг на друга в ходе их изменения. Взаимовлияния факторов отображаются с помощью когнитивной карты (модели), которая представляет собой знаковый (взвешенный) ориентированный граф. Наличие такой информации - основа для определения целей (направлений) развития и путей их достижения, выработки стратегии развития. Когнитивное моделирование на основе проведенного ситуационного анализа позволяет подготовить альтернативные варианты решений по снижению степени риска в выделенных проблемных зонах, прогнозировать возможные события, которые могут тяжелее всего отразиться на положении округа, региона. Основными компонентами любой педагогической технологии являются дидактические цели и задачи, методы, формы и средства обучения. С целью выявления значимости основных компонентов проектных технологий обучения информатике среди учителей информатики (всего 53 человека) был проведен анкетный опрос. Результаты анкетного опроса показали, что более половины учителей (60%) считают, что приоритетная цель применения проектных технологий на уроках информатики заключается в формировании исследовательских навыков учащихся, 30% - в формировании навыков работы за компьютером, 10% - в развитии учебных компетенций. Совершенно разошлись учителя во мнении относительно дидактических задач, решаемых в процессе применения проектных технологий обучения. Так, 26% учителей считают, что наиболее значимая задача - это формирование навыков информационно-поисковой культуры учащихся, столько же - формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности, 24% - формирование навыков коллективной и групповой работы, столько же - формирование навыков учебной деятельности. Таким образом, можно считать, что все названные задачи имеют равноценное дидактическое значение. Учителя почти единодушно ответили, что основными этапами проектной деятельности учащихся являются: постановка проблемы, планирование, исследование, получение результатов и отчет. Только один учитель высказал свое мнение, что этап планирование необязателен, и еще один - что не обязателен этап защиты. Средняя оценка процентного соотношения времени, которое учитель тратит на те или иные методы обучения следующие: объяснительно-иллюстративные методы - 18%, репродуктивные - 15%, самостоятельная работа учащихся - 30%, контроль и коррекция знаний - 16%, рефлексия учебной деятельности - 10%, другие методы обучения - 7%. Таким образом, проектные технологии обучения прежде всего ориентированны на самостоятельную работу учащихся. Между тем известно, что при всем своем дидактическом потенциале, этот метод требует особенной организации учебного процесса, в противном случае самостоятельная работа может превратиться в "топтание на месте", либо "движение в неправильном направлении". То есть учитель должен переходить на новые приемы обучения, в которых приоритетным становится мониторинг деятельности учащихся. ............ |