Часть полного текста документа:Пролеткульт: страницы истории Николаева Л.С., к.и.н., доц. кафедры, истории и культурологии НГМА Пролеткульт - массовая культурно-просветительная организация с самого начала своего возникновения в сентябре 1917 года поставила задачу: создать новую пролетарскую культуру, используя буржуазную культуру прошлого, противопоставляя одну другой и распространяя в массах пролетарскую культуру, задачу развития пролетарской науки, усиления подлинно товарищеских отношений в пролетарской среде, разработку пролетарской философии и подчинения искусства интересам пролетариата. До Октября 1917 г. большевики полагали, что эта программа создаст духовные предпосылки для политической власти, которую еще предстояло завоевать. Но так как революция изменила порядок поэтапного развития, то теперь следовало, уже получив политическую власть, приобрести и духовную - путем культурной революции. При этом считалось, что пролетариату удастся овладеть всей полнотой власти, если он распределит ее захват по трем направлениям: партия берет политическую власть, профсоюзы - экономическую. Пролеткульт - культурную. Решено было отказаться от помощи отсталого крестьянства, резко отличающегося от пролетариата. Допускалось "использовать" "революционную" интеллигенцию, хотя впоследствии именно из нее вышло большинство сторонников пролетарской культуры. Несмотря на распределение функций между партией, профсоюзами и Пролеткультом, не возникало даже мысли о том, что это конкурирующие организации, а именно потом это стало точкой преткновения между партией, профсоюзами и Пролеткультом. Цель у всех трех организаций была одна: утвердить господство пролетариата во всех значительных общественных сферах. Пролеткульту благоприятствовало то обстоятельство, что А. Луначарский, симпатизировавший ему, стал Наркомом просвещения. От Наркомпроса Пролеткульт получал значительную финансовую помощь: на просветительную заботу по ликвидации неграмотности, на собирание фольклора, организацию рабочих клубов, литературных студий и так называемых рабочих университетов, на обучение пролетарских писателей и т.д. После 1918 г. в отношениях между партией и Пролеткультом существовало три проблемы: 1) отношений Пролеткульта к унаследованной буржуазной культуре, 2) создание новой пролетарской культуры, 3) автономна Пролеткульта. Две первые проблемы были связаны с идеологией, третья - с политикой. В так называемой дискуссии о преемственности следовало ре-шить, может ли пролетарская культура создаваться планомерно, независимо от всех прошлых культур, или она возникает автоматически как надстроечное явление после завоевания власти пролетариатом. В ходе дискуссии выявилось - единодушное мнение, что буржуазное искусство не в состоянии отобразить революционную борьбу рабочего класса и воспитать для строительства новой жизни те слои рабочего класса, которые еще не постигли смысла революции. Ибо, во-первых, произведения буржуазного искусства выражают классовую буржуазную идеологию и чуждый пролетариату мир чувств, а во-вторых, они оказывают на коммунистов разлагающее, а не созидательное воздействие. Одновременно пришли к выводу, что невозможно развивать пролетарскую культуру только своими собственными силами. ............ |