Часть полного текста документа:Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции Степашкина Любовь Юрьевна, ст. преподаватель кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления ОмГПУ Человечество переживает новый этап цивилизационного развития - постиндустриальное общество, в котором осмысливаются или осуществляются процессы развития человека и его образования. На первом месте стоит человек, обладающий гораздо большей мерой свобод и ответственности, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Интегральным показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечить целостное компетентностное образование [5, с.60]. Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.Н. Бондаревской, А..Н.Дахиным, Э.М.Днепровым, И.А.Зимней, В.А.Кальней, С.В.Кульневичем, О.Е.Лебедевым, Е.А.Ленской, А.А.Пинским, В.В.Сериковым, А.П.Тряпициной, И.Д.Фруминым, В.Д.Шадриковым, С.Е.Шишовым, А.В.Хуторским Б.Д.Элькониным и др. Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е., относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Как указывает Б.Д.Эльконин, "мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний "на всякий случай", т.е. сведений) [1, с.10]. Следуя этому, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении действительности; 2) при освоении техники и технология; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов. Вслед за Ю.В.Громыко [2], В.А.Болотов, и В.В.Сериков [1] определяя специфику компетентностного обучения, указывают на то, что усваивается не "готовое знание", кем-то предложенное к усвоению, а "прослеживаются условия происхождения данного знания". Ученик сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. Таким образом, актуальным для нас, является утверждение о том, что при компетентностном подходе "учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения" [1,с.11]. ............ |