Часть полного текста документа:Роль рефлексивного самоконтроля в интеллектуальной творческой деятельности младших школьников А.Э.Симановский, О.Н.Глазунова В психолого-педагогической литературе достаточно распространена точка зрения, согласно которой самоконтроль и творчество являются антагонистами. Усиление самоконтроля, согласно этой точке зрения, приводит к снижению творческой продуктивности, стереотипности предлагаемых решений [4]. Вместе с тем известно, что самоконтроль пронизывает все психические явления, присущие человеку, являясь одним из важных условий адекватного отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной действительности. По мнению многих авторов, самоконтроль является одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную, целенаправленную деятельность [1,2,3]. Таким образом, налицо противоречие: для обеспечения целенаправленности и самостоятельности при реализации творческой деятельности необходим самоконтроль, а высокой продуктивности в этой деятельности он препятствует. Разрешение этого противоречия мы видим, во-первых, в цикличной организации творческой работы, когда самоконтроль выполняет функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы, во-вторых, в обобщениях, которые должен выполнять субъект деятельности в процессе самоконтроля, осмысляя критерии анализа своей деятельности. Цикличная форма организации творческой работы предполагает, что в рамках одной творческой задачи необходимо организовать несколько циклов деятельности со сходным строением этапов: формулировка или уточнение целей, генерация идей в рамках поставленных целей, выработка критериев для анализа и оценки предложенных идей и выработка нового представления о цели, назначении и личностном смысле деятельности. Переход от циклу к циклу позволит ученику, учитывая и перманентно уточняя требования задачи, на их основе генерировать всё новые идеи. Обобщения при самоконтроле позволят ученику осознать рефлексивные рамки проблемной ситуации и расширить их. В свою очередь, это поможет нахождению новых параметров анализа условий задания. В каждом новом цикле творческой деятельности эти обобщенные параметры анализа проблемной ситуации будут способствовать уточнению целей и появлению новых идей. Наше предположение заключается в том, что если организовать цикличную творческую деятельность с обязательным обобщением критериев самоконтроля, то это должно привести, во-первых, к общему повышению продуктивности творческой деятельности, во-вторых, к формированию общих творческих умений, относительно независимых от материала творческой задачи, в-третьих, к управляемости процессом творчества учеников со стороны учителя. При этом возможно, что уровень развития способности к творческому самоконтролю будет определяться уровнем развития интеллекта (способностью к обобщениям). Для проверки высказанных предположений был проведён эксперимент на базе Ростовской гимназии им. Кекина. В эксперименте приняли участие 140 человек - учащиеся 3 и 4 классов (соответственно 73 и 67 детей). Порядок проведения эксперимента Учащимся было предложено выполнить два творческих задания. В первом было необходимо составить предложение из слов, которые начинаются все на одну букву. ............ |