Часть полного текста документа:"Серапионовы братья" Б. Мейлах Объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Ленинграде 1 февраля 1921. Название его заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана "Серапионовы братья", в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона. Членами объединения были: Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский, В. Шкловский, Вл. Певзнер, Е. Полонская, К. Федин, Н. Тихонов, Вс. Иванов. В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчеркивало свою аполитичность. Наиболее полно позиции "С. б." выражены в декларативной статье "Почему мы Серапионовы братья" ("Литературные записки", 1922, № 3), подписанной Л. Лунцем, в которой на вопрос "С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?" было ответом: "Мы с пустынником Серапионом". М. Зощенко прямо заявлял: "С точки зрения партийных я беспринципный человек... Я не коммунист, не монархист, ни эс-эр, а просто русский" (там же). "С. б." в ряде статей выступили против идейности в искусстве ("Мы пишем не для пропаганды", декларировал Л. Лунц), отстаивая старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности эстетического наслаждения. Позиции объединения отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной интеллигенции после октябрьского переворота. Идейным и художественным руководителем "С. б." был Е. Замятин . Опубликованные декларации и альманах "Серапионовы братья" (П., "Алконост", 1922) вызвали оживленную дискуссию. В выступлениях В. М. Фриче, В. Полянского, П. С. Когана и др. была обнажена реакционная основа деклараций "С. б.", враждебной пролетарской идеологии, и смысл их нарочитой аполитичности. Но уже с самого возникновения объединение не было однородным ни по политическим ни по литературным симпатиям его членов. Между декларациями и творческой практикой большинства "С. б." наблюдалось противоречие. Если часть "братьев" стремилась целиком осуществить изложенные выше принципы, то другие - с начала творческого пути пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности. Так, Вс. Иванов публикует повесть "Бронепоезд № 14-69" ("Красная новь", 1922, кн. 6) и другие произведения партизанского цикла, революционная суть которых несомненна. Не соответствовали декларациям "С. б." творческие устремления Н. Тихонова , целый ряд стихотворений которого ("Баллада о синем пакете", "Баллада о гвоздях" и др.) вошел в железный фонд советской революционной поэзии, а поэма "Сами" явилась одним из лучших произведений, посвященных Ленину. Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях К. Федина , Н. Никитина , М. Слонимского Принципиально различными были и стилистические особенности творчества "братьев". Так, Каверин, Зощенко стремились к объективистскому показу действительности, в то время как напр. уже в ранних произведениях Вс. Иванова ярко сказывается увлеченность автора пафосом партизанской борьбы против белых. Чуждой оказалась ряду "серапионовцев" и ориентация на западную сюжетную прозу (Дюма, Стивенсон, Кетнер, Конан-Дойль), провозглашенной в статье Л. Лунца "На Запад" ("Беседы", 1923, № 3). В то время как так наз. "западное крыло" объединения (Л. Лунц, В. Каверин, М. Слонимский) в центр внимания ставило авантюрный остро-сюжетный жанр - "западную новеллу", "восточное крыло объединения" (М. ............ |