Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы».
В полиграфии при воспроизведении цветных оригиналов способами офсетной и высокой печати, ввиду растрового построения многокрасочной репродукции, имеет место синтез цветов, содержащий признаки как аддитивного, так и субтрактивного синтеза, где в создании цветовых оттенков на цветной репродукции участвуют 16 разноокрашенных растровых элементов:
незапечатанная бумага;
три одинарных элемента (Ж, П, Г) и черный элемент (Ч);
три бинарных (парных) наложения цветных печатных красок (Ж+П, Ж+Г, П+Г) и бинарные наложения цветная+черная (Ж+Ч, П+Ч, Г+Ч);
тройные наложения печатных красок (Ж+П+Ч, Ж+Г+Ч, П+Г+Ч, Ж+П+Г);
четырехкратное наложение красок (Ж+П+Г+Ч).
Восемь из них образованы с участием черной краски. Этот синтез назван автотипным, а способы печати, в которых он используется, определяются как способы автотипной печати.
Шкала цветового охвата — оттиск, содержащий цветовые поля каждой отдельной триадной краски, двойные и тройные наложения триадных красок в определенных соотношениях, а также их наложения с введением черной краски. Шкалы цветового охвата применяются при цветоделении и цветокорректуре; с их помощью оператор видит, какой цвет получится на оттиске при разном соотношении растровых элементов на сепарациях. Шкалы цветового охвата должны содержат данные о номере триады красок, о последовательности их наложения, о нормах подачи красок и допустимых отклонениях. Как правило, шкалы цветового охвата изготавливают непосредственно на полиграфическом предприятии, чтобы учесть особенности (систематические искажения) конкретного технологического процесса при цветоделении и печати с использованием конкретных запечатываемых материалов и красок.
Шкалы цветового охвата непосредственно связывают параметры воспринимаемого цвета с технологическими параметрами четырехкрасочного синтеза, то есть визуально воспринимаемый цвет — с величиной относительной площади растровых элементов на фотоформе или на печатной форме.
Шкалы цветового охвата отражают все недостатки современной полиграфической технологии, материалов, оборудования, приборов и процессов, которые часто являются источником взаимных и необоснованных претензий между дизайнерами и полиграфистами. Дизайнеры жалуются, что их замысел искажен в печати, а полиграфисты ссылаются на непригодность оригиналов для воспроизведения без искажений полиграфическими средствами. Следовательно, как полиграфисты, так и дизайнеры, издатели и редакторы должны знать возможности применяемых технологий, оборудования, материалов и исполнителей, работающих на полиграфическом предприятии, где будет печататься издание. Все это наглядно и реально отображено на шкалах цветового охвата данного предприятия.
Заказчик, зная возможности данного предприятия, может оценить цветное изображение на той или иной бумаге и подготовить цветные оригиналы с учетом особенностей цветовоспроизведения. По шкалам цветового охвата заказчик может подбирать и рекомендовать исполнителям тот или иной оттенок цвета плашек, заливок и растровых фонов с указанием относительных площадей растровых элементов отдельных красок в соответствии с полями шкалы. ............