Часть полного текста документа:Системный подход и алгоритм управления подготовкой студентов к духовно-просветительской деятельности Б.Х.Урозов На современном этапе развития государства перед народным образованием стоит такая стратегическая задача, как повышение эффективности и качества формирования гражданской ответственности молодежи за дальнейшее развитие экономики, науки и техники, рациональное использование природных ресурсов. Эта задача не может быть успешно решена без постоянного роста воспитания духовности. В таких условиях все отчетливее стала выявляться объективная необходимость совершенствования духовно-просветительского образования и воспитания не только молодёжи, но и трудящихся всей страны. Духовность теснейшим образом связана с просветительской, интеллектуальной, трудовой и политической активностью личности. Вместе с тем она имеет свои признаки, обусловленные спецификой национального характера. При этом важнейшей задачей общеобразовательной школы является воспитание у учащихся любви к национальным ценностям, готовность психологически и практически участвовать в просветительской работе. Перед коллективами педагогических вузов стоит конкретная задача: обратить особое внимание на практическую направленность духовно-просветительской подготовки будущих учителей, а через них и школьников, при обучении различным учебным дисциплинам. Это должно содействовать воспитанию активных борцов за эффективность и качество работы, благосостояние своего народа, развивать у школьников конкретное нравственное и духовнопросветительское мышление, бережное отношение к государственной и общественной собственности, чувство собственного достоинства, умение применять полученные знания на практике. Важной предпосылкой воспитания духовности студентов педагогических вузов является создание духовнопросветительских центров, разработка системного подхода и алгоритмов управления их деятельностью. Большое значение при этом имеет организационно-педагогическая подготовленность к такой деятельности руководителей духовно просветительского центра факультета. Опыт показывает, что системный подход к исследуемой нами проблеме реализуется в следующих структурно-организационных аправлениях деятельности духовнопросветительского центра факультета профессионального образования ДжГПИ им. А.Кадырий (см. схему 1). Главное достоинство этого подхода заключается в соблюдении логической взаимосвязи и последовательности проводимых мероприятий. Осуществляя педагогическое руководство вопросами подготовки будущих учителей, в частности студентов факультета профессионального образования, к духовно-просветительской деятельности, мы стремимся руководствоваться принципами системного подхода. Системный подход иногда смешивают с комплексным. Мы исходим из того, что на самом деле комплексность является необходимым, но ещё недостаточным условием педагогического руководства. Понятие "системность" характеризует, прежде всего, целенаправленность, упорядоченность, организованность, тогда как понятие "комплексность" в ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ Стр. 147 Схема 1 ДуховноБиблиотека ДуховноМолодежный просветиинститута просветительский центр института тельский центр института "Камолот" центр - дом студентов Читальный зал ДуховноПрофсоюз просветительский института центр факультета Информационный Ответственные в Комитет Профсоюзный центр факультета учебных группах факультетского комитет по духовно-просвепо духовно-просвецентра факультета тительской работе тительской работе Комитет по реализации Постоянное обновление Выпуск стенгазеты общественных свежими материалами "Учитель техники" мероприятий (посещение по духовно-просветитеатров, музеи, различные тельской работе стенда походы) "Куллиёт матбуоти" Постоянное обновление Постоянное обновление Оформление материалами стенда новыми материалами духовно-просвети"Духовные ценности" стенда "Культуроведение" тельской комнаты студентов большей мере отражает взаимосвязанность, взаимообусловленность, разносторонность, широту охвата проблемы. ............ |