Введение
В 1941-1945 годах сформировалась новая концепция советской пропаганды. Шел процесс либерализации, некоторый отказ от прежних идеологических установок в отношении религии, исторического прошлого страны, средств массовой информации и пропаганды, усиления классовой борьбы и идеи мировой революции.
Один из вопросов военного времени – это соотношение интернационализма и патриотизма в пропаганде и агитации. Под сомнение также ставились коренные, казавшиеся ранее незыблемыми идеологические постулаты, определявшие жизнь советского общества, внутреннюю и внешнюю политику государства. Прекратились попытки актуализировать популярную ранее идею о превращении войны в мировую революцию. Начавшаяся война определялась не как классовая, а как всенародная, Отечественная, патриотическая.
В годы Великой Отечественной войны сложилось новое отношение к представителям культуры, интеллигенции. Старое изречение «когда гремят пушки, музы молчат» не может подходить к Отечественной войне 1941-1945 годов. Именно в эти годы культура оказалась наиболее востребованной, являлась духовным зарядом по мобилизации людей на героический труд и ратный подвиг. В эти годы произведения культуры, равно как кинематограф, литература, живопись, музыка, отличаются высокими достоинствами, восхищают искренностью патриотического чувства. Создавались образцы исторической правды и большой эстетической ценности.
Теоретической основой курсовой работы служит изученная литература и труды отечественных и зарубежных исследователей. Среди них – И. В. Сталин - "О Великой Отечественной войне Советского Союза", А. В. Фатеев - "Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг.", Т. Горяева – статья "Убить немца", К. Вашик – статья "Метаморфозы зла", Р. Зульцман – "Пропаганда как оружие в войне", А. А. Юферова – вступительная статья "Великая Отечественная война в произведениях советских художников", а также изученные обращения И. В. Сталина к народу, постановления, приказы. Объектом исследования данной работы является советская пропаганда времен Великой Отечественной войны.
Предметом изучения являются особенности советской плакатной и радиопропаганды, а также пропаганды в печати в 1941 – 1945 гг.
Цель данной курсовой работы : рассмотреть специфику советской пропаганды времен ВОВ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Исследовать тематику и методику исполнения плакатов военных лет.
· Определить специфику советской пропаганды в печати в годы ВОВ.
· Рассмотреть концепцию советской радиопропаганды в 1941 -1945 гг.
· Изучить способы изображения противников и врагов художниками – плакатистами, писателями и поэтами.
Глава 1. Советская концепция пропаганды в годы Великой Отечественной войны
1.1 Советский военный плакат
Плакатная графика принадлежит к одному из самых массовых видов изобразительного искусства. Особую страницу в истории её развития вписал советский политический плакат, выполнявший задачи наглядной пропаганды и агитации. Начавшись в 1919 году со знаменитых «Окон сатиры РОСТА», плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня в период Великой Отечественной Войны, когда на смену символическим, нарочито упрощенным пришли плакаты реалистические, эмоциональные, рисовавшие доходчивый, живой образ человека с яркой психологической характеристикой. ............