Часть полного текста документа: Танки армий капиталистических стран Первые проекты боевой бронированной техники появились в России в 1911 - 1915 годах (инженеры В. Менделеев, А. Пороховщиков, А. Васильев), в Великобритании (1912), в Австро-Венгрии (1913). В августе 1914 года А. Пороховщи- ков разработал эскизный проект, а в 1915-м впервые построил и испытал бронированную машину, которую назвал "Вездеход". Однако эта идея не получила развития и поддержки. Более удачными оказались английские инженеры. По их чертежам к осени 1916 года было изготовлено несколько десятков бронированных гусеничных машин, названных танками, и 15 сентября Великобритания первой применила их в сражении на р. Сомма. Из 32 машин, направленных в атаку, в бою участвовало 18 (остальные вышли из боя по техническим причинам). Но уже через год в сражении у Камбре (ноябрь 1917 года) англичане осуществили первое массовое применение танков, когда в атаку было брошено 378 боевых машин. С тех пор уже около 80 лет конструкторы решают вопрос оптимального сочетания таких боевых качеств танка, как огневая мощь броневая защита и подвижность. В разные периоды развития оружия и военной техники отношение к боевой бронированной гусеничной машине менялось: были и ярые приверженцы, и непоколе- бимые противники, уверенно предвещавшие скорую гибель самой идеи танка. В конце первой мировой войны среди последних были и американцы. В 30-х годах США еще не имели четкой концепции создания танка, а перед второй мировой войной войной достижения американских специалистов в танкостроении были незначительными. США вступили в войну, имея легкие танки М3L и небольшое количество средних М3S. На его базе в 1942 году был разработан танк М4 "Шерман". Основными английс- кими машинами были "Матильда" Мk2, "Валентайн" Мk3, "Черчилль" Мk4, крейсерс- кими - "Кромвель" и "Комета". Но все они по ТТХ, особенно по вооружению, уступали немецким танкам Т-5 "Пантера" и Т-6 "Тигр". В США только в конце войны была создана тяжелая машина М26 с 90-мм пушкой. На конструкцию которой в значитель- ной мере повлияли советские танки, в том числе Т-34. В 50-х годах вновь усилились позиции противников танков, утверждавших, что создание ядерного оружия делает их существование бессмысленным. Но многочислен-ные испытания показали, что бронированные машины, и особенно танки, способны противостоять поражающим факторам ядерного оружия. Военные специалисты убеди-лись, что основные боевые танки могут вести эффективные действия и выживать в ус-ловиях применения оружия массового поражения. Термин "основной боевой танк" поя- вился в 60-х годах в связи со сближением боевых возможностей средних и тяжелых танков. Зарубежные военные специалисты считают, что развитие основных боевых танков в мире интенсивно началось после второй мировой войны. Опыт применения легких и средних танков выявил как положительные, так и отрицательные моменты. С их учетом в послевоенный период в США, Великобритании и Франции проводились масштабные работы по совершенствованию конструкции боевых машин, осуществля-лись мероприятия, направленные на обновление танкового парка. Для характеристики конструктивно-компоновочных особенностей танков за рубе-жом применяется понятие "поколение". К танкам первого послевоенного поко-ления (1947-1963) относятся М46, М47, М48 (А2-А5), тяжелые М103 (А1 и А2,США), "Центурион" (Мk7-Mk10) и тяжелые "Конкэрор" (Великобритания). ............ |