Часть полного текста документа:Воспитание технологической культуры и принцип стандартософии Варенцова Т.А., канд. пед. наук. ТГУ, г. Тольятти Новый поворот ведущих стран мира к воспитанию технологической культуры у подрастающих поколений, наметившийся в системе образования, означает приобщение молодежи ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентирован на человека новой эпохи. Еще Я. А. Коменский, развивая теорию воспитания "нового человека", "человека новой эпохи", требовал коренного преобразования школы с тем, чтобы она "обучала всех всему" и давала не "призрачное, а действительное образование". С одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего", приспособить образование к применению новых технологий, сформировать у подрастающих поколений научные и технические знания, необходимые умения, навыки и полезные привычки, в соответствии с требованиями XXI века к уровню развития человеческой личности; с другой - содержательную ценность системы образования, ее гуманную заботу о всестороннем развитии каждого индивидуума, стремящегося подготовиться к реальной жизни общества, к вступлению в трудовую жизнь, для того, чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе. На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово "технология", образованное от латинского слова "техне" - искусство, мастерство, ремесло и "логос" - наука. В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Все современные производства основываются на технологиях. Технология - концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. Технологическая культура - это культура современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека. Стандартизация является составной частью технологической культуры. Традиционно стандартизация как упорядочивающая деятельность относилась в основном к генерализации и имитации, регламентируя на базе анализа, НИР определенные требования к повторяющимся объектам. Несмотря на неоднократные попытки в рамках "опережающей стандартизации" стать теорией и даже наукой, стандартизация не могла стать базой развития, так как знания о ней самой, о ее сущности оказались недостаточными. Несмотря на активные попытки ученых вывести стандартизацию на уровень теории и науки, это не удалось сделать по той причине, что предметом стандартизации считали только деятельность людей, позабыв о Природе и не задумавшись о том, что Она тоже творит стандарты, какими являются, например, наш облик (два глаза и т.д.) и функциональные системы. Что одинаково? - Сущность! Что различно? - Явления этой сущности в реальной действительности. Следовательно, возникают проблемы осмысления взаимосвязи Сущности и Явлений, использование осмысления в процессах, которые традиционно считаются областью стандартизации. ............ |