Часть полного текста документа:Выбор сферы деятельности своего бизнеса Для успеха в бизнесе важен не только выбор рынка, но и определение своей рыночной ниши, то есть ограниченной сферы предпринимательской деятельности, ориентированной на определенного потребителя и позволяющей наиболее успешно реализовать свои возможности. Татьяна Викторовна Харитонова, Московский государственный университет сервиса. Выбор сферы предпринимательской деятельности осуществляется в основном из пяти основных видов бизнеса: 1. Производственный бизнес - производство товаров, выполнение работ, оказание услуг (осуществляется в основном коммерческими организациями). 2. Коммерческий бизнес - купля-продажа товаров (торговые организации, товарные биржи). 3. Финансовый бизнес - операции с валютой, ценными бумагами, инвестирование (банки, финансовые компании, фондовые биржи). 4. Посреднический бизнес - оказание услуг (коммерческие организации). 5. Страховой бизнес - страхование и перестрахование (страховые компании). При выборе сферы бизнеса и отрасли в первую очередь необходимо располагать информацией об их инвестиционной привлекательности. Анализ инвестиционной привлекательности отрасли (сферы бизнеса) состоит из трех основных этапов: Этап I. Многофакторный анализ уровня интенсивности конкуренции в отрасли. Этап II. Определение стадии развития данной отрасли. Этап III. Непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли (сферы бизнеса), который можно провести, используя матрицу инвестиционной привлекательности Процесс выбора сферы предпринимательской деятельности включает в себя исследования конъюнктуры рынка, необходимого для определения ассортимента и величины продаж. Исследование конъюнктуры рынка целесообразно начинать с характеристики типов рынков, на которых действует или собирается действовать фирма. По уровню существующей конкуренции можно выделить четыре основных типа рынка: чистая конкуренция - характеризуется присутствием на рынке множества мелких фирм с практически однородными продуктами; условия выхода на рынок и ухода с него свободные, имеется равный доступ ко всем видам информации для всех участников рынка; монополистическая конкуренция - характеризуется присутствием на рынке большого числа мелких фирм, предлагающих разнородные товары и услуги; условия выхода на рынок и ухода с него свободные, но имеются некоторые затруднения в получении информации; олигополия - характеризуется небольшим числом фирм на рынке, среди которых есть крупные; предлагаемый продукт может быть как однородным, так и разнородным; возможны некоторые ограничения и препятствия при внедрении на рынок и получении необходимой информации; монополия - на рынке действует одна или несколько крупных фирм, предлагающих уникальный по своему содержанию и свойствам продукт; при проникновении на рынок существуют практически непреодолимые барьеры; имеются некоторые ограничения при получении информации. По уровню взаимодействия спроса и предложения можно выделить два типа рынка: "рынок продавца" - это такой тип рынка, на котором спрос на товары или услуги превосходит их предложение; он характеризуется наличием дефицита, недостаточным качеством товаров и услуг, высокими ценами; "рынок покупателя" - это такой тип рынка, на котором спрос на товары и услуги ниже предложения; он характеризуется отсутствием дефицита, относительно высоким качеством товаров и услуг, стабильными или понижающимися ценами. ............ |