Часть полного текста документа:Вызов современной эпохи - в каком образовании мы нуждаемся Лиляна Чолич Дорогие друзья, братья и сестры! Повод, заставивший меня выступить на конференции Рождественских Образовательных Чтений в Москве именно с темой "Вызов современной эпохи - в каком образовании мы нуждаемся", заключается в факте, что между религией, образованием и наукой существует неразрушимая связь, если, конечно, мы согласимся с тем, что наука обладает настоящей ценностью только тогда, когда основывается на доброкачественном и этическом образовании и воспитании. Без образования нет науки, а без религии и нравственных постулатов, которые она устанавливает, нет элементарной человечности. Для нашей цивилизации Христианская вера за исторический период, продолжающийся несколько веков, явилась исходной точкой образования. Просвещение у сербов, как и у других православных народов, (впрочем, также и у католических), начиналось в церквях и монастырях. Из них выходили первые образованные люди, при приходских соборах основывались первые школы. Таких первых образованных людей на сербском языке называют просветителями. Имя существительное "просветитель" возникло от глагола "просветить", и слово "просвещение" и ныне употребляется для обозначения обучения и преподавания. Знание и образование во многих неславянских языках также ведут корни от слов "святость" и "свет", в смысле сияния божественного знания и мудрости. Необходимо спросить себя, что из этого сияния и его распространения сохранилось до настоящих пор? Первые бывшие школы, о которых я только что сказала, служили не только для получения знаний и интеллектуального совершенствования личности, но в большой мере также для духовного роста и приобретения нравственных качеств. В средневековой Сербии, история которой и ныне наполняет сербский народ гордостью, образование носило ярко выраженный воспитательный характер, и большую часть его содержания составляли моральные поучения. Их постигали, читая Священное Писание и святоотеческую литературу. Разумеется, развитие науки и культуры в мире приносило с собой новые содержания, так что оно обоснованным и оправданным образом входило в школьную программу. В этом нет ничего смутительного, и нет ничего, чему бы в любую эпоху и в любое время надо было сопротивляться. Однако, с включением новых научных дисциплин и предметов, просвещение детей и молодежи обязательно не должно быть лишено тех элементов, которые необходимы для здорового духовного развития человека, не должно быть лишено той составляющей, которую никогда и никакого рода искусственная интеллигенция не будет в состоянии заменить и возместить. К сожалению, мы являемся свидетелями того, что именно это и произошло. Религиозное образование выгнано из школ на основании плана сильных мира сего, а все это началось именно с распада царской России. В Белграде недавно вышла книга об одной из виднейших сербских семей - семье Миланковичей, которая подарила миру выдающегося ученого и православного верующего Милутина Миланковича. Цитирую: "Это была богатая страна, Россия. В промышленном смысле невероятно прогрессивная, так что Европа испугалась русской промышленности, русской конкуренции настолько, что должна была подкупить большевиков, для того, чтобы они разрушили страну. ............ |