Часть полного текста документа:Я пришел в этот мир, и этот мир показался мне гадок Что таит в себе принцип системного обучения детей "безопасности" на уроках ОБЖ Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Один из новых предметов, прочно вошедший в школьную программу и ставший обязательным для всех школ России, называется довольно неуклюже - "Основы безопасности жизнедеятельности". Наверное, чтобы не ломать язык, его быстро сократили до аббревиатуры ОБЖ. -Что это за инновация? - спросили мы одного знакомого преподавателя, когда сей предмет только что появился. - Да какая инновация! - презрительно скривился он. - Взяли и обозвали по-новому гражданскую оборону. Помните нашу молодость? Носилки, противогазы, "калашников"... У нас был "гроб", у наших детей - ОБЖ. Надо было куда-то отставников пристроить, чтоб не бубнили про нищенские пенсии и развал армии. Мы успокоились и пребывали бы в этом спокойствии по сию пору, если бы к нам в руки случайно не попал учебник ОБЖ для 11 класса (авторы А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов). Чем этот учебник нас возмутил, мы объясним попозже. Сейчас скажем только, что это был первый толчок к ревизии аналогичных пособий для более младших классов, начиная с первого. И когда мы их полистали, стало понятно, что они не просто отличаются от советского "гроба", а отличаются кардинально. Хотя бы тем, что "гражданская оборона" преподавалась старшеклассникам, а не вчерашним детсадовцам. (Впрочем, в некоторых детсадах тоже теперь есть ОБЖ.) Согласитесь, подростки 15-17 лет несколько более подготовлены к борьбе с опасностями, нежели малышня, которая еще боится засыпать в темноте и не ходит по улице без взрослых. Кроме того, на "гражданской обороне" старшеклассников обучали, как себя вести в конкретной и, что очень важно, маловероятной ситуации: "если завтра война, если завтра в поход". Вряд ли, конечно, скорее всего, этого никогда не случится, но мало ли что... На всякий случай надо уметь пользоваться противогазом, собирать и разбирать винтовку, бинтовать раны и бережно укладывать раненого на носилки. Да и то, если кто помнит, у многих ребят это вызывало страх, прикрывавшийся охранительной иронией. Недаром "гроб" частенько прогуливали. Слишком страшны были картины, возникавшие в живом воображении школьников. И это тогда, на фоне практически полной безопасности детства! Ибо "дети застоя" с пеленок знали, что живут в самой сильной стране мира, границы которой охраняет самая непобедимая в мире армия. В учебниках по ОБЖ опасность не локализована. Она везде и повсюду. Вся жизнь - сплошная опасность. Учебник для первоклашек А.В. Гостюшина уже на 5-й странице предупреждает: "Опасность сгущается, как тучи на горизонте". Второклашкам, среди прочего, тот же автор сообщает: "Если не помыть руки после общения с животными, можно заразиться паразитическими червями. Они бывают разные - глисты, эхинококки. Но все они вредны для человека, потому что живут у него внутри и, в общем-то, можно сказать, потихоньку его едят". Да... неслабый образ... Черви, которые потихоньку едят семилетнего ребенка... Погладит кошку - и вот уже во власти червей. А если учесть, что в этом возрасте почти все дети много думают о смерти и что особенный ужас вызывает у них мысль о червях, гложущих покойника, "безопасность жизнедеятельности" впечатлительного ребенка оказывается под большим вопросом. ............ |