Часть полного текста документа:1953 год - канун третьей мировой войны? Проф. Л. Коваль (Израиль) Творцы-художники и творцы-ученые мыслят по-разному. Этот факт имеет природную основу: за логику и аналитику несет ответственность одно полушарие головного мозга, а за фантазию, воображение - другое. Представим себе, что в позапрошлом веке не трудились бы Мендель и Фарадей. Их великие открытия совершили бы другие ученые, потому что речь идет об объективных, непреложных закономерностях. Иначе обстоит дело с художественным творчеством: не будь Шекспира и Толстого? не было бы их великих творений. Перед пучиной человеческих отношений точная наука пасует. Эйнштейн, например, считал, что в очень многих случаях подход художника (для него - Достоевского) предпочтительнее. Мы пережили год пятидесятилетних юбилеев сугубо советского толка: 14 января 1953 года объявили о деле врачей, 5 марта подох Усатый, в апреле "дело" закрыли, в июле "разоблачили" Берию, осенью Хрущев овладел ЦК, т.е. фактически воцарился в России. Эпоха переломилась в самом начале весны, евреи подчеркивают - на Пурим. А нас до сих пор не оставляет стремление как-то объяснить ход событий перед смертью Сталина и после нее, разобраться в намерениях вождя всех народов, найти хоть какую-то рациональную подоплеку его несомненной подготовки к очередному "окончательному решению". Любителям русской словесности со стажем, покинувшим доисторическую, Интернет в последние годы возвратил привычную возможность рыться в русских литературных журналах. Именно в Русском Журнальном сайте (http://russ.ru/) обнаружены два важных, скорее всего независимых, свидетельства по обсуждаемому вопросу. Первое - художественное - принадлежит писателю, драматургу Леониду Зорину(1924). У Зорина за плечами немало достижений. Он автор литературной основы замечательного фильма "Покровские ворота". Он много писал о персонажах из близкой ему среды книжников, филологов, переводчиков, литературных редакторов. В своих пьесах он резвится, воспроизводя их эрудицию, терминологию, жаргон. В одной из таких пьес мне посчастливилось наблюдать гениального Гриценко. В роли Пушкина в "Медной бабушке" меня не потряс Ефремов, но ходили слухи о грандиозном Быкове, которого сняли с этой роли за неарийскую внешность и малый рост. Хоботов из "Покровских ворот", которого сыграл Равикович, явно любимый герой автора; а аспирант Костик (в кино - юный Меньшиков) в воображении автора - он сам в молодости. Второе свидетельство - информационно-научное - предоставил член-корреспондент АН СССР (теперь РАН) Борис Иоффе(1926), теоретик в области физики элементарных частиц, физики высоких энергий, ядерной физики, теории ядерных реакторов. Он с конца сороковых годов являлся участником советского ядерного проекта. Тексты двух авторов будут рассмотрены в том порядке, в каком я их читал. Пропуски в цитатах не помечаются, необходимые для связки добавления даются в косых скобках. Леонид Зорин (Юпитер, "Знамя", 2002, №12). Известный драматург, действуя на опережение, написал к главной дате роман-воспоминание о прошлом и будущем. События в нем развиваются между 5 сентября 2002 года и 5 марта 2003 года. Главному герою - артисту-премьеру Ворохову предстоит сыграть роль Усатого, чье имя ни разу не упоминается в тексте. В романе ему дана кличка грозного бога. ............ |