Часть полного текста документа:"Абстрактное искусство и его осмысление" Василия Кандинского ("Текст художника. Ступени"). Творческая работа по курсу "Русская философская культура ХХ века" Татарникова Ю. РУДН Любое рассмотрение творчества Василия Кандинского непременно оказывается связанным с его отказом от предметного, фигуративного в живописи. С его живописных "импровизаций" и "композиций" началась история абстрактного искусства. Книга "О духовном в искусстве", написанная им в 1911 году, ставшая первым теоретическим обоснованием абстракционизма, перевернула все устоявшиеся представления. Работа Кандинского "Текст художника. Ступени" была создана в 1918 году и представляет собой автобиографическую повесть. В ней художник затрагивает множество волновавших его тем: от детских воспоминаний о Москве до будущего философии. Однако все же основой всех размышлений становится раскрытие внутреннего мира художника. Если Кандинский говорит о тетушке, то потому что ей он обязан "зарождением моей любви к музыке, сказке, позже к русской литературе и к глубокой сущности русского народа"[1]. Воспоминания о красоте Мюнхена, родной Москвы и окружающей их природы оказываются связанными с размышлениями о слабости сил художника и искусства в целом по сравнению с природой. После долгих лет сомнений, Кандинский приходит к выводу, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны - и одинаково велики, а значит, и одинаково сильны"[2]. И именно эта мысль открыла для Кандинского различные миры малого, существующего незаметно. Так ожила для него точка в покое и в движении (т.е. линия). Так сделал он первый шаг к абстрактному искусству. По мере развития абстрактное искусство приобретало все новые и новые формы, аспекты, отношения, словом, свою собственную теорию. Рассмотрение этой теории, представленной Кандинским в "Ступенях", привело меня к выводу о сходстве основных ее моментов с аспектами классической философской теории. В своей работе я попытаюсь остановиться на наиболее важных, на мой взгляд, положениях. Абстракция и время Переход к абстрактной живописи не был для Кандинского внезапным, ему предшествовал длительный период восхищения классикой, изучения классики, попыток ей подражать. Многие художественные приемы, разгаданные Кандинским у классиков художественного искусства, стали частью его собственной теории и практики живописи. Одним из таких основных приемов стала возможность передачи времени на полотне, осуществленная Рембрандтом, и так поразившая Кандинского. Основное разделение светлого и темного на две большие части, растворение и слияние тонов второго порядка, открыли для Кандинского "сверхчеловеческую силу краски". Картина оказывается будто бы разделена, и приходится постигать сначала одну, а потом другую ее часть, что и создает эффект длительности. С философской же точки зрения, внутреннее время оказывается присущим картине. Это необходимо наделяет ее собственным автономным существованием. Таким образом, живописное полотно, даже если это просто пейзаж, перестает быть всего лишь удвоением уже существующего. Абстракция и музыка Творческое мышление Кандинского изначально и неразрывно было связано с музыкой. С детства любимая Москва, та самая, которую он никак не мог полно выразить на холсте, отразилась точнейшим образом, по его собственному признанию, в опере Вагнера "Лоэнгрин". ............ |