Часть полного текста документа:Абу Хамид, Ал- Газали Газали, Абу Хамид, Ал- (1058/59-1111), мусульманский теолог, законовед, философ. Родился в Тусе (Иран) в 1058 или 1959. Начав обучение в Тусе, продолжил его в Джурджане и Нишапуре. Позже способного молодого ученого приблизил к себе просвещенный багдадский визир Низам ал-Мулк. Ал-Газали достиг положения преуспевающего богослова и законоведа и стал во главе медресе "Низамийа". В 1095 внезапно покинул Багдад и в течение 11 лет жил отшельником. Вернувшись в 1106 в Багдад, преподавал, но незадолго до смерти бросил учеников и возвратился родину, в Тус, где проповедовал учение суфизма. Умер ал-Газали в Тусе в 1111. Годы уединения были наиболее плодотворными для ал-Газали. По возвращении в Багдад в отчасти автобиографическом сочинении Избавляющий от заблуждения он писал, что "жажда постижения истинной природы вещей была моим свойством и повседневным желанием, начиная с первых моих самостоятельных шагов". Углубившись в изучение суннитской догматики, ал-Газали увидел, что за несколько веков со времени возникновения ислама в ней накопилось большое число сомнительных и произвольных толкований учения Мухаммеда. Но ни в одном из учений (калам, "фалсафа", исмаилизм и др.) он не находил решения волновавших его вопросов веры. Наконец, ал-Газали обратился к учению суфиев и убедился, что чисто рационально сконструированная вера нежизнеспособна; помимо знания догматики, закона вера должна иметь нравственные основания, причем вытекающие из личного опыта, из личного переживания общения с Богом, в котором, возможно, на человека снизойдет божественная благодать. Для достижения благодати необходимо освобождение от всего внешнего, наносного. Нужен опыт аскезы и "погружения сердца в богомыслие". В отличие от радикальных суфиев, устремленных к "исчезновению в Аллахе", ал-Газали как мыслитель отвергал растворение в Боге, считал, что в своем желании близости с Богом человек не должен терять своего "я". На этом пути обретается личное, индивидуальное знание Бога и вера, которую не может уже поколебать никто и ничто. Индивидуальный человек - центральный пункт в учении ал-Газали о божественном познании. Личными усилиями верующего традиционная религия очищается от "порчи" и восстанавливает первоначальное истинное содержание. Своими трудами ал-Газали способствовал утверждению направленного на нравственное совершенствование суфийского учения в качестве равноправного с каламом, рациональным богословием в рамках суннизма. Вырабатывая свое учение, ал-Газали подверг критике прежде всего калам, которого сначала придерживался, но к которому, как он обнаружил позже, "примешалась слепая вера и традиция", и в конце концов мутакаллимы (адепты калама), борясь за очищения исламской догматики от привнесенных еретиками "новшеств", запутались в противоречивых мнениях противников и не разрешили связанные с этим трудности. Много внимания уделял ал-Газали изучению "фалсафы", надеясь найти в ней ответы на свои вопросы. И хотя ал-Газали отвергал метафизику фалсафы как противоречащую догмам о сотворенности мира, божественном знании и телесном воскрешении, в некоторых своих "эзотерических" сочинениях (например, Ступени святости) он высказывал близкие к "фалсафе" взгляды о совечности мира Богу и эманации. ............ |