Часть полного текста документа:Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств Кандидат педагогических наук И.А. Воронов Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Несколько тысячелетий (!) в Восточной Азии существует психотелесная теория личности, практически используемая в таких областях деятельности, как духовное развитие (цигун), оздоровительные гимнастики (цзяньшэнь фа) и единоборства (цюань шу). Считается, что эту теорию личности изобрел легендарный император Китая Фу Си (2852-2737 гг. до н.э.) и описал ее в "Книге Перемен" ("И цзин"). Для использования в армии в интересах подготовки единоборцев и рукопашников ее впервые, по китайским источникам, применил другой легендарный император Хуан-ди (2698-2356 гг. до н.э.). Он назвал ее "колодезные поля" (цзинь тянь). Документально существование ВАПТТЛ подтверждается письменными источниками начиная с XVI-XIV вв. до н.э., а также числовой символикой археологических раскопок ритуального захоронения армейского снаряжения, относящегося к XII в. до н.э. Вот как описана очевидцами методика подготовки боевого подразделения, созданная на основе ВАПТТЛ: "Ши-фу (наставники-командиры) заставляли новобранцев читать наизусть тексты, содержавшие в себе по 8-20 иероглифов, держа глаза закрытыми (для восприятия мыслеобразов). Затем новобранцы ложились на землю рядами и через некоторое время вскакивали, выкрикивая имя и фамилию героев древних династий. После этого они начинали выполнять бойцовские движения, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Некоторые из них держали в руках бамбуковые шесты, пики или алебарды, либо мечи и сабли. Затем, рассеявшись по горным проходам и ущельям, они буйствовали, переворачивая все вверх дном... На десятый день подготовки после начала занятий они ложились на спину, потом с закрытыми глазами подымались и начинали прыгать и жестикулировать... Когда комплекс заканчивался, они подходили к командиру и обращались: "Лао-шифу! Прошу разрешения возвратиться". И они выходили из транса (в котором пребывали десять дней обучения, находясь в состоянии психического воплощения в одном из героев прошедших сражений, возвращались к своему нормальному состоянию). После этого они уже не ложились на спину и не закрывали глаза. Стоило им только повторить заклинание один раз, они могли тотчас выполнять приемы кулачного боя, тело становилось гибким, а прыжки высокими, обучение этим приемам оказывалось более эффективным для подростков " (Yi-he-tuan, 1955). В.М. Бехтерев, ознакомившись с деятельностью повстанцев "боксерского восстания" (ихэтуань) в Китае, писал (1903) о механизмах их ускоренной психотелесной подготовки не иначе как о "психическом заражении", "психической эпидемии" методом "внушения", "истерии и гипноза". В частности, он указывал: "Различным отрядам союзных и русских войск не раз приходилось встречаться с отдельными бандами, в передних рядах которых шли девушки и юноши, совершенно невооруженные, помахивающие своими разноцветными знаменами. Первые залпы обыкновенно скашивали эти ряды, но тот из И-хэ-туан, кто оставался цел, возвращался из сражения еще с большей верой в свою неуязвимость и становился предметом поклонения для других; убитые и раненые считались недостаточно "просветившимися". ............ |