Введение
 Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой.
 Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. 
  Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии 
Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. (сказал Ривароль А.) Что может быть наиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней. Отбирая художественный материал необходимо, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть должен быть таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности. Например: в курсе "Ботаника" можно широко использовать загадки, сказки, пословицы. Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки?
 Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:
 1. Беленькая нитка загуляла прытко,
 Под землёй ходила, землю шила, шила.
 А потом снаружи заплелась потуже.
 Заплелась в моточек, завилась в клубочек.
 2. Пока молода – она седа
 Как постарела, так почернела.
 При изучении темы "Прорастание семян" создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:
 ·  "Весной день год кормит".
 ·  "День прозевал – урожай потерял.
 ·  "Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок".
 ·  "С агротехникой лад – урожай богат".
 В 5 классе при обобщении темы "Вода. Значение воды в природе."
 Можно использовать стихи, пословицы.
 Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А также побуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательную деятельность.  ............