Часть полного текста документа:Александр Васильевич Колчак 4 ноября 2004 года в Иркутске был открыт первый в России памятник адмиралу Александру Колчаку, человеку, всегда отвечавшему согласием, когда ему предлагали поле деятельности, сулящее только неизвестность и риск, - будь это экспедиция на край земли, командование терпящим поражение флотом или роль спасителя Отчизны при очень зыбких шансах на победу. Рыцарь подвига и чести РОДИЛСЯ будущий флотоводец 16 ноября 1874 года в Петербурге, "в чисто военной семье", как писал впоследствии. Отец его - Василий Иванович - был морским артиллеристом, геройски защищал Малахов курган и затем, став крупным военным инженером-металлургом, многие годы трудился на Обуховском оружейном заводе, принимая для флота крупнокалиберные орудия и заведуя опытной мастерской в чине генерал-майора. Обучаясь с 1888 года в Морском кадетском корпусе, сын его Александр шел по успеваемости первым или вторым. Произведенный в мичманы в сентябре 1894 года, вскоре он отбыл из Кронштадта в свое первое плавание помощником вахтенного начальника крейсера "Рюрик". "Главная моя задача на корабле была чисто строевая, - вспоминал Колчак, - но, кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии... У меня была мечта найти Южный полюс..." На стоянке в греческом Пирее его разыскал Эдуард Толль, известный географ и геолог, готовивший экспедицию по поиску легендарной Земли Санникова. Он без колебаний сказал "да". После беспримерной двухлетней экспедиции на деревянном китобое "Заря" к Новосибирским островам и Таймыру, двух зимовок во льдах, возвращения в Петербург и нового, невероятно сложного путешествия в ледяную пустыню по следам пропавшего барона Толля, Колчак отправится добровольцем на Русско-японскую войну. На перекладных лошадях из занесенного снегами Якутска, еще не придя в себя после тяжелой ледовой эпопеи... Почему Петроград не стал балтийским Порт-Артуром ВРУЧЕННАЯ в 1905 году Большая золотая Константиновская медаль Русского географического общества, да еще за "выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью" научный подвиг, открывала перед Колчаком широкие горизонты. Он мог без малейшего ущерба для офицерской чести уйти в чистую науку и безбедно строить карьеру ученого-гидрографа, благо к нему пришли признание и мировая слава. Но полярный исследователь во имя интересов Отечества предпочел забыть о своей академической будущности и избрал новую стезю. С образованием в 1906 году Морского Генерального штаба Александр Васильевич стал начальником его статистического отделения, а затем возглавил подразделение по разработке оперативно-стратегических планов действий на Балтике. Назначенный военно-морским экспертом в 3-й Государственной думе, он вместе с коллегами тщательно продумал и составил Большую и Малую судостроительные программы, все выкладки и положения которых были настолько строго выверены и обоснованы, что власть без проволочек ассигновала нужные средства. Мало кто сегодня помнит, что блицкриг на суше против Франции кайзеровское верховное командование рассчитывало подкрепить внезапным и сокрушительным ударом по российской столице с моря. Огромный флот главнокомандующего на Балтике принца Генриха Прусского готовился войти в Финский залив и обрушить на Петербург ураган 12-дюймовых крупповских снарядов, вслед за чем город блокировался с моря и высаживались сильные десанты. Но балтийские минеры не сидели сложа руки. ............ |