Часть полного текста документа:Министерство Образования Российской Федерации Сибирский Институт Бизнеса Управления и Психологии РЕФЕРАТ по дисциплине: Психология "Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности" Выполнил: Студент гр. 162 Плюхаев И.В. Проверила: Новикова Е.А. Красноярск 2002 Альберт Бандура * Библиографический очерк * Основные принципы социально-когнитивной теории * За пределами внутренних сил * Бихевиоризм изнутри * Вне подкрепления * Саморегуляция и познание в поведении * Научение через моделирование * Основные процессы научения через наблюдение * Процессы внимания: понимание модели * Процессы сохранения: запоминание модели * Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение * Мотивационные процессы: от наблюдения к действию * Подкрепление в научении через наблюдение * Косвенное подкрепление * Самоподкрепление * Как появляется саморегулирование * Почему мы наказываем себя * Самоэффективность: путь к совершенному поведению * Способность выстроить поведение * Косвенный опыт * Вербальное убеждение * Эмоциональный подъем * Основные положения Бандуры относительно природы человека * Свобода-детерминизм * Рациональность-иррациональность * Холизм-элементализм * Конституционализм-инвайронментализм * Изменяемость-неизменность * Субъективность-объективность * Проактивность-реактивность * Гомеостаз-гетеростаз * Познаваемость-непознаваемость * Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории * Насилие по телевидению: модели агрессии в каждой гостиной * Самоэффективность: как научиться преодолевать свои страхи * В применение: "Власть человеку" - саморегулируемое изменение * Самоконтроль поведения * Заключительные комментарии * Резюме * Глоссарий * Литература Введение Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, предоставляют мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние десятилетия, однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов - Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход. Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. ............ |