Часть полного текста документа:Анализ базовых настроений сновидения и последующая работа с ними Вниманию читателей представляется авторская методика работы со сновидениями. В основе подхода лежит методология Dasein анализа М.Босса (Boss, 1979) и, если выходить на более глубокие основания, - фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. По Хайдеггеру человеческое бытие может быть описано в экзистенциалах. Экзистенциал - это не понятие и не категория, а данность, без которой человеческое бытие не возможно как таковое. "Экзистенциалы - бытийные черты присутствия" (Хайдеггер, 1993а, с.42). Вслед за М.Хайдеггером М.Босс выделяет следующие экзистенциалы как самые важные: пространственность, темпоральность, бытие-вместе, телесность, бытие-к-смерти, историчность и настроенность. (Boss, 1979, pp 87-122). В этой связи внимание автора привлек экзистенциал настроенности, а именно, возможные практические приложения теоретической концепции М.Босса относительно этого экзистенциала. По Боссу настроенность - это чрезвычайно важный экзистенциал, объясняющий, почему наша открытость миру расширяется и сужается, и почему, время от времени, она высвечивает различные феномены. То, что осознает человек, то, на что он реагирует, зависит от его настроения в данный момент времени. Если человек тревожен, его Dasein (его непосредственное бытие, вот-бытие) созвучен угрозам и опасностям. Если человек счастлив, его существование созвучно миру радостных взаимоотношений и смыслов. Если настроение меняется от надежды к разочарованию, ясность мира меркнет и открытость сужается. Способ пребывания в мире постоянно созвучен тому или иному настроению. В этом смысле настроенность Босса имеет не психологический, а онтологический статус. Поскольку человеческая экзистенция изначально является открытостью и "ясным просветом понимания", она всегда тем или иным образом настроена. Причем настроенность не есть следствие каких-либо событий внешней или внутренней жизни человека, все наши диспозиции или настроения даны нам изначально как экзистенциальные возможности. Но для того, чтобы изначальная возможность бытия-радостной (радостным) могла осуществиться, отношения человека к миру должны быть свободными и достаточно открытыми. Настроенность человека не исчерпывается его диспозициями и установками, она тесно связана со всей аффективно-эмоциональной сферой жизнедеятельности человека. То, что мы называем эмоциями, чувствами, аффектами, состояниями по Боссу есть конкретные способы, в которых наша воспринимающая открытость может быть узкой, нарушенной и даже закрытой. Босс дает несколько описаний аффективных состояний человека с экзистенциальной точки зрения. Например, он описывает Любовь как особого рода настроенность, при которой человек открыт для реализации возможности бытия-вместе, которая в свою очередь открывает человеку гораздо больше возможностей, чем его одиночное бытие. Другое важнейшее базовое состояние человека - это радостная ясность (joyous serenity). Это состояние, которое позволяет человеку "в ярком свете" видеть значения тех вещей, которые ему встречаются. Радостная ясность открывает человеческое бытие самым широким образом, являясь вместе с любовью конститутивными аспектами счастья. Другое базовое состояние - это тревожность. ............ |