Анализ действующей на судостроительном предприятии подготовки производства
Современные корабли являются сложной, наукоемкой продукцией, для которой затраты на подготовку производства сопоставимы с затратами на само производство. Подготовка производства представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов реконструкции и технического перевооружения научно-исследовательского, конструкторского, технологического, материально-технического, организационно-планового, экономического и социально-психологического характера, обеспечивающих полную готовность предприятий к строительству судов и кораблей.
Принципиальная схема подготовки производства начального этапа строительства заказа включает следующие направления:
- отработка на технологичность; проработка и заключение по эскизному и техническому проектам корабля (анализ проектов);
- разработка основных положений по технологии и организации постройки корабля;
- разработка графиков подготовки производства, в том числе организация новых производств и участков;
- разработка документации для годовых планов работы предприятия;
- расчеты пропускной способности цехов и предприятия в целом;
- разработка планов технического прогресса, в том числе мероприятия по подготовке, совершенствованию производства и приобретению оборудования;
- конструкторская документация по проекту корабля;
- технологическая документация по проекту корабля;
- создание оснастки и нестандартного оборудования.
По результатам выполнения указанных выше разделов разрабатывается и реализуется общий план по подготовке производства.
Общий план мероприятий по подготовке производства состоит из трех разделов:
- график подготовки производства по конкретному проекту корабля;
- мероприятия по совершенствованию производства – план технического прогресса;
- перечень специальной оснастки и нестандартного оборудования.
Все указанные выше разделы должны иметь конкретную номенклатуру работ на каждый год с указанием сроков и исполнителей. Мероприятия предварительно прорабатывают по материально-техническому обеспечению, финансированию, возможностям технической реализации и включают в общий план работы предприятия на следующий год.
Практическое осуществление плана в течение года систематически контролируется специальными службами и руководством предприятия.
В процессе технической подготовки на судостроительных предприятиях ежегодно разрабатываются тысячи конструкторских документов (рабочие чертежи и спецификации к ним, ведомости заказа оборудования и т.п.), десятки тысяч технологических документов (ведомости технологических комплектов, комплектовочные ведомости, технологические процессы, журналы пооперационной приемки и т.п.), выписывают сотни тысяч планово-учетных карт, накладных, ордеров, требований, журналов учета и т.п.
Кроме этого, на каждое изделие разрабатывают подетальные и сводные материальные и трудовые нормативы. Подготовка этой документации необходима для планирования, материального обеспечения, организации и регулирования производственных процессов, а также для учета изготовляемых деталей и изделий. Разработкой, составлением и оформлением этой документации занят многочисленный аппарат заводоуправления и служб цехов, более того, в этой же работе участвует и производственный персонал (бригадиры, мастера). ............