Часть полного текста документа:Анализ хронотопа художественного текста: возможность подхода к проблеме Руднев Юрий Если исходить из того, что хронотоп любого художественного (а в большей мере - поэтического) произведения может быть рассмотрен под знаком мифопоэтики, разумно было бы попробовать установить, что же может стоять в таком случае за понятиями пространство и время. Сделать это можно, опираясь на статью В.Н. Топорова "Пространство и текст" [Топоров, 1983], представляющую взгляды учёного на проблему мифопоэтического хронотопа. Пространственно-временной континуум неразрывно связан с вещественным наполнением , т.е. всем тем, что так или иначе "организует" пространство, собирает его, сплачивает, укореняет в едином центре - таким образом Космос отличается от не-пространства, Хаоса, где пространство отсутствует. [Топоров, 1983,С. 234] Если отталкиваться от этого положения, то при анализе хронотопа художественного произведения следует особое внимание уделять именно вещам-объектам, его наполняющим. И далее: Пространство и время можно понимать как свойства вещи. Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл; при этом открывается возможность становления и органического обживания пространства космосом вещей в их взаимопринадлежности. Тем самым вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от не-пространства, но и организуют его структурно, придавая ему значимость и значение (семантическое обживание пространства). [Топоров, 1983,С. 238] Хотя Топоров говорит здесь, как уже указывалось, о пространстве мифопоэтическом, не будет некорректным попытаться дать толкование хронотопа любого художественного произведения, оттолкнувшись от основных положений процитированного фрагмента. К этим последним относятся: Пространство есть свойство вещи, следовательно, - смысл свой и, больше того, своё бытие оно обретает, только будучи заполненным сакральными объектами. Время есть свойство вещи, это предопределяет возможность становления и структурной организации пространства, что, однако, невозможно без взаимопринадлежности (иначе - взаимодействия или взаимовлияния) пространственных объектов во времени. Другими словами, семантически заявленное наличием неких сакральных вещей-объектов пространство оживает и начинает семантически обживаться (структурироваться) только в том случае, если имеет место взаимодействие этих вещей-объектов во времени. Логически отсюда следует вывод: вещи-объекты можно разделить на три группы 1) собственно вещи-объекты (на себе испытывающие влияние других вещей), 2) вещи-субъекты (влияющие на другие вещи) и 3) вещи, сочетающие как объектные, так и субъектные свойства. Очевидно, что 1) и 2) - это достаточно абстрактные группы. Они имеют самые минимальные шансы быть представленными в тексте в чистом виде. Т.е. наиболее часто встречающиеся вещи - это вещи группы 3), среди которых можно выделить ещё несколько подгрупп по критерию степени проявления субъектности. Теперь имеет смысл попытаться переформулировать уже названные основные положения касательно хронотопа собственно литературного художественного текста. ............ |