Содержание.
1.Проблема единства мира: история и современность……………………………1 2.Варианты решения проблемы единства мира……………………………………4 а) плюрализм: материалистический, идеалистический; б) дуализм; в) монизм: идеалистический и материалистический; г) политеизм, деизм, монотеизм в религии.
3.Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира…………………………………………………………………………………….. 7
4.Материя как субстрат: субстратное основание единства мира………………8 а) вещи;
б) свойства;
в) отношения;
г) вещизм, реизм, релятивизм.
5.Материя как субстанция: субстанциональное, т.е. сущностное основание материального единства мира………………………………………………………18 а) материя как причина самой себя;
б) материя как причина всех своих изменений;
в) материя как носитель атрибутов.
6. Формы движения материи.…………………………………………………..22
7. Список используемой литературы………………………………………………...27
1. Проблема единства мира: история и современность.
Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии следующим образом: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию». Ф. Энгельс в своём определении уловил только один аспект основного вопроса философии. Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент «отпустившее» от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимание на ценностный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нём потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух. В философии XX века на первый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. «Полнота жизни» (синтез материи и духа) – источник человеческой свободы, творчества, общения.
Взаимосвязь идеального и материального можно рассматривать как отношение генетическое, связь по происхождению. В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции абсолютного, или же о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, или же о тождестве мышления и бытия. Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Тогда мы имеем гносеологию – учение о познании, или же праксиологию, если речь идёт о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.
Анализ отношения материального и духовного оперирует целым рядом понятий: дух, сознание, мышление, психическое, ощущение, идеальное и др. – с одной; бытие, мир, природа, физическое, материя (материальное) и др. ............