ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
 ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра: «Электроснабжение железнодорожного транспорта»
 Дисциплина: «Основы теории надёжности»
  
 Курсовая работа
  
 «Анализ надёжности и резервирование
 технической системы»
 Вариант-079
Выполнил:
 студент группы ЭНС-04-2
 Иванов А. К.
 Проверил:
 канд. техн. наук, доцент
 Герасимов Л. Н.
 Иркутск 2008
  Введение
 В сложных технических устройствах без резервирования никогда не удается достичь высокой надежности, даже используя элементы с высокими показателями безотказности.
 Система со структурным резервированием – это система с избыточностью элементов, т. е. с резервными составляющими, избыточными по отношению к минимально необходимой (основной) структуре и выполняющими те же функции, что и основные элементы. В системах с резервированием работоспособность обеспечивается до тех пор, пока для замены отказавших основных элементов имеются в наличии резервные. 
 По способу включения резервных элементов резервирование подразделяют на два вида:
 ·     активное (ненагруженное) – резервные элементы вводятся в работу только после отказа основных элементов;
 ·     пассивное (нагруженное) – резервные элементы функционируют наравне с основными (постоянно включены в работу). Этот вид резервирования достаточно широко распространен, т.к. обеспечивает самый высокий коэффициент оперативной готовности. 
 Кратко остановимся на расчете надежности систем с ограничением по нагрузке. Если условия функционирования таковы, что для работоспособности системы необходимо, чтобы по меньшей мере r элементов из n были работоспособны, то число необходимых рабочих элементов равно r, резервных – (n - r). Отказ системы наступает при условии отказа (n – r + 1) элементов. Число r, в общем случае, зависит от многих факторов, но в большинстве расчетов надежности требуется обеспечить пропускную (или нагрузочную) способность системы в заданном режиме эксплуатации. При этом отказы можно считать независимыми только тогда, когда при изменении числа находящихся в работе элементов не наблюдается перегрузки, влияющей на возможность возникновения отказа. 
  Задание на расчёт
 Для заданной основной схемы электротехнического объекта следует:
 ·           Определить вероятность работоспособного состояния объекта (ВБР) для расчетного уровня нагрузки и построить зависимость данного показателя надежности от нагрузки.
 ·           Обеспечить заданный уровень надежности объекта резервированием его слабых звеньев с учетом требований минимальной избыточности и стоимости резервирования.
  
 В результате расчета должна быть получена схема объекта с резервированием, обеспечивающим нормативный уровень надежности для заданной расчетной нагрузки при минимальных затратах на реконструкцию исходной схемы.
 Состав исходных данных:
 ·          Ns - номер схемы системы электроснабжения (основная система);
 ·          [A,B,C] – множество типов элементов;
 ·          Zi - пропускная способность или производительность элементов;
 ·          рi - вероятность работоспособного состояния (коэффициенты готовности) элементов (три типа);
 ·          ci - удельная стоимость элементов (три типа);
 ·          Zmax - максимальный уровень нагрузки (в условных единицах) ;
 ·          Zн – заданный расчетный уровень нагрузки;
 ·          P норм - требуемый (нормативный) уровень надежности объекта.
 Любой тип определяется своими параметрами, так, обозначение A(Zi, рi, ci ) полностью описывает характеристики элемента типа A.
 Удельные стоимостные характеристики и коэффициенты готовности элементов зависят от их показателя надежности (pi) - чем выше надежность и пропускная способность элемента, тем выше его стоимость.  ............