Феодосийский политехнический институт
Николаевского университета кораблестроения им. адм. Макарова
Реферат
по менеджменту
на тему: Развитие теории и практики менеджмента.
Эволюция менеджмента
Феодосия 2009
План
1. Исторические предпосылки менеджмента. Континуум менеджмента
2. Эволюция менеджмента. Научные школы и теории менеджмента
3. Современные подходы к менеджменту
4. Зарубежный опыт управления. Сравнительный анализ моделей менеджмента
1. Исторические предпосылки менеджмента. Континуум менеджмента
История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков и тысячелетий. Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления.
Вопрос о природе и принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей, а основы реалистичного воззрения на управление как на процесс, возникающий из необходимости достижения общих целей в ходе совместной жизнедеятельности людей, были заложены еще в античности.
Об управлении, как особого вида человеческой деятельности, писал античный философ Сократ. Подчеркивая важность разделения труда и специализации, он видел цель в том, чтобы поставить каждого человека на положенное ему место. Сократ и другие древнегреческие философы утверждали, что причиной бедности общества является отсутствие необходимого руководства.
К первым трудам по управлению относят исследования древнегреческого философа-идеалиста Платона (427-436 г. до н. э.). В его «Политических диалогах», «Республике» и «Законах» изложена теория «идеального государства», сделан глубокий анализ разделения труда, сделана попытка раскрыть сущность управления и контроля.
Платон рассматривал управление как науку и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. В своем практическом осуществлении управление обществом есть род искусства и поэтому целесообразна принадлежность властных полномочий не законам как таковым, а некоему политику, владеющему искусством управления общественными делами на основах разума, способного к правильной интерпретации и применению этих законов.
Ученик Платона - Аристотель (384-322 г. до н. э.) описал все существующие на то время государства (около 300), выделил две системы хозяйствования: экономию, по которой производится всё необходимое для собственного пользования, и хремастику - искусство богатства.
Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной экономической теории), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.
Эпоха рабовладения в целом характеризовалась преобладанием методов прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, принудительный труд обнаружил органически присущую ему неэффективность. Заменившая его система наемного труда зарождающейся буржуазной эпохи, основывалась на принципиально ином, опосредованном механизме социального принуждения, широко использующем материальные стимулы и экономические рычаги в управлении трудом.
Однако целенаправленные поиски теоретических подходов к менеджменту начались в эпоху развития капитализма. ............