Реферат
по дисциплине: «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
на тему:
«Анализ стратегических групп конкурентов в отрасли туризма с использованием модели пяти сил конкуренции»
г. Москва – 2010 г.
Все действующие и конкурирующие между собой в отрасли организации по определенным стратегическим характеристикам можно объединить в несколько групп на основе используемых ими конкурентных подходов, схожих рыночных позиций и используемых стратегий. Выделенные таким образом группы получили название стратегических групп конкурентов.
Стратегическая группа конкурентов — это множество соперничающих организаций в определенной отрасли, имеющих общие черты (аналогичные стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке) и признаки. К этим признакам можно отнести используемые технологии, цены или качество товаров и услуг, каналы сбыта, целевую аудиторию, сервис и другие элементы маркетинга.
В рамках этих стратегических групп ведется наиболее ощутимая внутриотраслевая конкурентная борьба между организациями. Согласно модели М. Портера, пять сил конкуренции оказывают различное воздействие на перспективность и прибыльность каждой стратегической группы. Если отрасль состоит из одной стратегической группы, то к анализу конкуренции в ней применима модель пяти сил М. Портера в целом. В противном случае необходимо использовать модель пяти сил применительно к каждой конкретной стратегической группе. Эти же пять сил будут воздействовать и на каждую организацию внутри каждой стратегической группы. Одна стратегическая группа конкурентов отличается от другой одним или несколькими ключевыми стратегическими характеристиками своей конкурентной стратегии.
В качестве основных стратегических характеристик, по которым различаются организации, в том числе и туристические, входящие в различные стратегические группы конкурентов, могут выступать следующие:
специализация (продуктовая специализация, ориентация на определенные группы потребителей, масштаб конкуренции и др.);
использование торговых марок (брендов), торговых знаков в конкурентной борьбе;
выбор каналов продвижения товаров и услуг, в том числе использование собственных и посреднических каналов;
качество предлагаемых товаров и услуг, в том числе рассчитанных на определенные группы пользователей или на массовых потребителей;
технологическое лидерство, т.е. степень интенсивности использования новых технологий в процессах производства товаров и оказания услуг;
наличие вертикальной интеграции, т.е. приобретение или включение в состав действующей организации других организаций, входящих в технологический процесс производства товара или предоставления услуг на стадиях до и после технологического процесса;
стремление организации к достижению лидерства по издержкам в рамках процесса производства и продвижения товаров и услуг;
обслуживание потребителей, включая предоставляемый сервис, индивидуализацию обслуживания и др.;
ценовая политика, которая соответствует выбранной ценовой стратегии;
соотношение между собственными и заемными средствами;
отношение к материнской организации и ее влияние.
Для анализа конкурентных позиций организаций в отрасли используется позиционная карта стратегических групп конкурентов. ............