Часть полного текста документа:Московский комитет образования Педагогический колледж №8 "Измайлово" Курсовая работа Тема: Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя Студентка: Тиунова О. М. Специальность 0302 Курс 3 группа 301 ? р Отделение русского языка и Литературы Руководитель: Годовикова Д. Б. Москва, 1999 год. Обзор Проблема: Нужно ли понимать себя и другого человека? Или же это знание бесполезно. Что же дает знание себя и другого человека? Объект исследования: дети младшего подросткового возраста (23 человека), подросткового возраста (19) Предмет исследования: анализ суждений детей младшего школьного и подросткового возраста о значении понимания другого человека и себя самого Задачи: насколько школьники двух возрастных групп осознают важность понимания другого человека и себя, а так же проследить изменения и различия в двух группах Методы: для выявления потребности понимания себя и другого были заданы контрольные вопросы, которые касались значения понимания себя и межличностной стороны. Вопросы даны без вариантов ответов, ребенок должен высказать свое мнение по данной проблеме Вывод: в результате поставленного эксперимента у детей выявлена важность понимания себя и другого человека (у некоторых в скрытой форме), причем это понимание происходит тогда, когда проблема становится для ребенка актуальной. Разница в понимании младшего школьного и подросткового возраста несущественна, так как помимо жизненной потребности на развитие важности понимания себя и другого влияют социальный, культурный и интеллектуальные факторы. Содержание Введение 3 Развитие самосознания и межличностных отношений в младшем подростковом и подростковом возрасте 5 Теория личностной рефлексии 5 Проблема "образа Я" 13 Развитие межличностного восприятия 15 Анализ суждений детей младшего школьного и подросткового возрастов (экспериментальная часть) 19 Таблица№1 20 Значение понимания себя и развитие самосознания в младшем подростковом возрасте 21 Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в младшем подростковом возрасте 27 Значение понимания себя и развитие самосознания в подростковом возрасте 30 Таблица№2 30 Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в подростковом возрасте 37 Выводы по экспериментальной части 40 Вывод 41 Библиография 43 Введение Люди с давних пор задавались вопросом: что я знаю о себе и чего не знаю? Яркий пример тому - стихотворение поэта 15 века Франсуа Вийона: Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Этот вопрос актуален и сейчас. Человека интересуют его возможности, способности, границы познания, Он хочет знать о себе больше. Также постоянен интерес индивида к другому человеку. Понимание и оценивание себя и другого человека приходит к человеку не сразу, а развивается, начиная с периода рождения и заканчивая взрослением. Понимание себя и другого ребенком заметно отличается от понимания этой же проблемы взрослыми людьми. Но на каждом этапе развития у ребенка более глубоко развивается самосознание и восприятие. ............ |